Рав Юваль Шерло: десять заповедей, как «социальная конституция»

На днях мне довелось услышать весьма интересную лекцию рава Юваля Шерло, посвященную десяти заповедям. Начало лекции не предвещало ничего неожиданного, продолжение могло показаться достаточно скучным и затянутым, но вывод рассеял все сомнения – речь идет о новаторском (или хорошо забытом старом) подходе к десяти заповедям в частности, и к прочтению «пшата» Торы в общем.

«Изобретателем» данного подхода считается рав Йоэл бин-Нун (см. о нем в ежевике).

Суть предложения рава Шерло (основанное на идеях рабби Йегуда а-Леви, высказанных в Кузари), состоит в том, что десять заповедей – это «социальная конституция» еврейского народа. Ивритский аналог данного понятия – «сефер а-брит», «союзный договор». Рав Шерло предполагает, что «сефер а-брит» означает не только союз между евреями и Вс-вышним, но именно «союзный договор» или «конституцию» евреев между самими собой. Десять заповедей, таким образом, представляют собой базовые основы существования еврейского народа в качестве именно народа, а не просто группы индивидуумов.

[С этой точки зрения разумно предположить (возможно, это уже давно предположено где-то), что основная идея Дарования Торы – это Б-жественное раскрытие народу в целом, а не просто отдельным высокодостойным индивидуумам. Б-жественное раскрытие индивидуумам было как до того, так и после того. Но Б-жественное раскрытие народу в целом – это уникальное событие в истории, и тогда вполне логично вписывается в эту идею, что также суть десяти заповедей – это «социальная конституция», базовые принципы существования еврейского народа в качестве именно народа, а не индивидуумов].

На чем основана данная идея?

Мысль о том, что «социальная конституция», социальная норма, предшествует чисто религиозным заповедям – высказывается в достаточно резкой форме в известной книге рабби Йегуда а-Леви «Кузари». Вот что он пишет («Кузари, ч. 2):

48. Сказал рабби: Все это — законы, основан­ные на разумном. Это — введение в Тору, советы, которые по ходу естественной причинности и по времени предшествуют Б-жественному Учению. Без них невозможна жизнь любого человеческого обще­ства. Даже разбойники не могут не принять в своем кругу какие-то принципы справедливости, их обще­ство без них не сохранилось бы. Когда народ Израи­ля в своей строптивости дошел до того, что стал на­рушать разумное и принятое у людей, без чего не может обойтись никакое общество — как не может обойтись отдельный человек без естественных от­правлений, пищи и питья, движения и покоя, сна и пробуждения, — но вместе с тем продолжал приносить жертвы и выполнять другие Б-жественные за­коны, предписанные традицией, тогда Б-г потре­бовал от него меньше: ”О если бы вы исполняли то, что исполняют самые низкие из человеческих об­щин, признающие справедливость и путь добра и осознающие благость Творца”. Б-жественное Учение может быть осуществлено только после осуществле­ния того, чему учит обычай и разум. А разум учит признанию, справедливости и благодарности Творцу. Если же кто-либо этого не соблюдает, как может он соблюдать приношение жертв, субботу, обрезание и тому подобное, чего разум не в состоянии ни при­нять, ни отвергнуть.

Рав Шерло, основывается  на идеях рабби Йегуда а-Леви, но берет их в несколько ином ракурсе. Основной принцип рава Шерло можно сформулировать так: Тора многослойна. Или многоэтажна. И «порядок в Торе тоже Тора». Невозможно подняться на второй «этаж», пропустив первый.

Первый «этаж» Торы – это «дерех эрец кадма леТора» – «путь жизни предшествует Торе» [Подробнее об этом см. в книге рава Шерло «И обручу тебя…» (на иврите)]. Другими словами, естественная, природная «нормальность» (выражение рава Кука), природный образ жизни, предшествует чисто религиозным аспектам. Рав Шерло подчеркивает, что Тора не была дана в «вакууме». Тора была дана после почти двухтысячелетнего существования мира, с уже сложившейся историей, обычаями, социальными и нравственными нормами. В этот уже сложившийся здоровый «природный» мир была дана Тора, и Тора явно и неявно основывается на «естественной морали» (идея рава Кука, широко используемая равом Шерло). Без этой «естественной морали» Тора как бы повисает в вакууме. Тора не отрицает природу и естественную мораль, а базируется на них — эта мысль проходит центральной нитью через многие статьи и книги рава.

Эта природная мораль есть первый «слой». В Пятикнижии это от Берейшит до середины книги Шемот, исхода из Египта и дарования Торы.

Второй «слой», о котором мы говорим здесь – это «социальная конституция еврейского народа» – десять заповедей. Он явно содержит в себе естественные моральные нормы из «дерех эрец кадма летора», такие как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», но добавляет к ним законы религиозные, прежде всего «Я Б-г твой» и «да  не будет у тебя других Б-гов», плюс несколько «партикулярных», относящихся исключительно к еврейскому народу (и обеспечивающих его партикулярность, таких как суббота и праздники). Праздники, подчеркивает рав Шерло, играют исключительно важную роль в еврейской самоидентификации (ср. известный Раши на Мегилат Эстер: «через то, что собираются вместе, кушают и пьют вместе — через это «память о них не сотрется из памяти потомков»), и эта роль подчеркивается тем, что суббота входит в число десяти заповедей, а тематика праздников поднимается также в книге Дварим. Рав Шерло подчеркивает, что тот факт, что государственным календарем Израиля является еврейский календарь, а не общепринятый григорианский — не является ни само собой разумеющимся, ни чем то маловажным. [Рав приводит в качестве своего рода курьеза, что в Шушан Пурим все банки в Иерусалиме закрыты].

Только после исполнения этих двух уровней можно говорить о «надстройке» чисто религиозных заповедей – таких, как брит мила, суббота и т.д. – как об этом говорит рабби Йегуда аЛеви.

Другими словами, «религиозный еврей не может быть вором», по выражению рава Шерло. Религиозность, не базирующаяся на морали, не только не является «волей Б-га», а наоборот, оскверняет Его имя – эта центральная идея пророков находит свое живое продолжение в учении рава Шерло.

Центральная идея дарования Торы – это дарование Торы народу в целом, а не собранию индивидуумов, и основное содержание десяти заповедей – это «программа-минимум», концептуальный базис для существования еврейского народа. Следует отметить, что такая платформа (десять заповедей, Дварим, мораль пророков) действительно способна объединить самые широкие слои еврейского народа в Израиле, и важность такой идеи и такого объединения невозможно переоценить.

Далее рав Шерло делает еще одно значительное обобщение: основным содержанием книги Дварим (Второзаконие) является тематика десяти Заповедей. Ни законы жертвоприношений, ни законы ритуальной нечистоты практически не находят там своего отражения. Почему? Очевидно, Моисей, верный пастух Израиля, в книге Дварим прежде всего занят тем, чтобы обеспечить существование народа как народа в целом (יפקוד ה’ אלקי הרוחות איש על העדה»»), а не просто высоким духовным уровнем отдельных его представителей. Поэтому он ограничивается тем, что говорит о базовых законах (рав Шерло называет книгу Дварим «Расширением» десяти заповедей), а «факультативном», дополнительном аспекте – святости и чистоты – он не считает нужным говорить.

Рав Шерло выделяет в книге Дварим несколько групп заповедей, и соотносит их с Декалогом (нумерация по Сефер Хинух): 417-424 — заповеди, связанные со служением Вс-вышнему – развитие «Я Б-г твой». 426-429 – запрет идолопоклонства – развитие «да не будет у тебя…»

Далее рав Шерло выделяет группу заповедей, посвященных праздникам – развитие «соблюдай день субботний». Далее – заповеди, связанные с авторитетом власти – развитие «чти отца своего». Далее – заповеди, связанные с запретом кровопролития. Далее – запреты кровосмешения. Далее – имущественные законы.

Ту же тенденцию рав Шерло находит и в пророках. Основное содержание книг пророков – та же тематика десяти заповедей. Почему? Причина та же – данные заповеди являются базой существования еврейского народа.

Никто не призывает отказаться от соблюдения субботы или кашрута или одевания тфилин. Нужно только понять, что эти заповеди по своей сути должны быть исполнены после исполнения базовых требований социальной справедливости.

Рав Шерло идет еще дальше, и утверждает, что, в сущности есть лишь две «абсолютные» заповеди: «Я — Вс-вышний Б-г твой» и «да не будет у тебя других богов». И именно эти заповеди мы слышали от самого Вс-вышнего в первом лице. Все остальные заповеди «относительны». Любая из 611 заповедей (Тора=611, «Тора, заповеданная нам Моисеем») может быть оттолкнута и «заморожена» в результате тех или иных обстоятельств. Есть только две абсолютные заповеди: исполнять волю Вс-вышнего и не нарушать Его волю.

Многие галахические постановления рава Шерло вызвали ожесточенную полемику,  как, например, его мнение о том, что современные молодежные организации должны быть изначально «скромными и смешанными» (т.е., девушки и юноши должны быть вместе, но при этом должны учиться скромному поведению — как в одежде, так и во взаимоотношениях, не нарушая явных запретов Торы, таких как йихуд, не позволяя себе легкомыслия и т.д.). Некоторые видят в этом чуть ли не «религиозный реформизм».

Рав Шерло отвечает на это: смотрите, в чем я устрожаю. «Облегчение» в чисто религиозных обрядовых законах выливается в устрожении в законах, связанных с обществом в целом. Такова общая тенденция учения рава Шерло: общественные законы имеют превосходство над законами, касающимися индивидуума. Например, когда задается вопрос о том, должны ли религиозные солдаты покидать церемонию, на которой слышно женское пение – рав Шерло отвечает – нет! Мы «выигрываем» в религиозности, но мы теряем – в единстве общества и единстве армии, что, как объясняет рав Шерло, явный пикуах нефеш.

В такой ситуации, говорит рав, следует найти (если, оно, конечно, существует), максимально облегчающее мнение, а на устрожать для себя за счет других.

Также в вопросе смешения полов рав Шерло считает необходимым опереться на облегчающие мнения, в связи со спецификой современного общества. Есть подробная статья на иврите.

В книгах и статьях рава Шерло есть два характерных выражения: «смешанное общество изначально» и «религиозный сионизм изначально». Что это значит? Это значит, говорит рав, что мы призываем к «смешанному» обществу не в силу неизбежности, а в силу трезвой оценки ситуации, взвешивания всех «за» и «против», сознания того, что таковым должно быть естественное и здоровое состояние общества. Также в отношении религиозного сионизма рав подчеркивает, что это не «модернизм», а то, чем иудаизм должен быть сегодня. Религиозный сионизм, подчеркивает рав — это и есть «иудаизм сегодня».

Иудаизм, подчеркивающий индивидуальное в ущерб общественному, поощряющий уклонение целых групп населения от исполнения базовых общественных обязанностей под предлогом «изучения Торы», иудаизм, ставящий обряд выше морали – это не иудаизм вообще. Иудаизм,  не учитывающий постоянных изменений, происходящих в человеке и обществе – это не иудаизм. «Нет такого понятия – религиозный вор». Это, в лучшем случае, «иудаизм вчера», snapshot, застывший снимок состояния человеческого общества 50, 100 или двести лет назад.

Жизнь не стоит на месте, мир не стоит на месте, Вс-вышний ежедневно обновляет творение мира. Тора также не стоит на месте, Тора развивается вместе с миром. Ежегодное празднование Дарования Торы подчеркивает, прежде всего, динамичность Торы и ее развитие. Было бы величайшей ошибкой остановиться на  некоторой стадии развития Торы и мира, и объявить ее совершенством. Жизнь – это движение. Тора называется Торой жизни. Настоящие учителя Торы в каждом поколении – это те, кто чувствуют внутри себя эту внутреннюю жизнь и динамику Торы, и выражают это в своих галахических решениях. Безусловно, грань между «реформой» и «модернизмом» весьма тонка, и рав касается ее в своих статьях.

Желаю всем нашим читателям получить Тору в радости и постичь ее во всей ее глубине и динамике (глубина, по-видимому, и есть динамика).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий