Неприятно снова возвращаться к этой избитой теме – но нет выбора.
К тому же «בדידי הוה עובדא» – сам в этом году поехал на известный своим беспредельным пьянством фарбренген, и не удержался – напился то полной потери самоконтроля.
Фамилий, понятно, я называть не буду, но фарбренген очень известный, и машпиим тоже очень известные собрались.
К началу я не поспел, подъехали где то часам 9 вечера.
Уважаемый машпиа рав Д. уже был в состоянии, когда он «лыка не вязал» совершенно, и последующие три часа он был в состоянии только мычать, и плакать «Ой, Ребе…»
Рядом с ним сидел еще один уважаемый машпиа Т, более молодой и в более вменяемом состоянии. Потом к ним присоединился очень уважаемый рав и посек Ф. – тоже хорошо «бегилуфин».
Глядя на эту уважаемую кампанию – я несколько расслабился.
Вообще-то все знают, что известная «гзейра» о водке распространяется также и на Пурим.
Вообще то все знают, что не менее известное «разрешение для русских» относится только к старому поколению, а не к молодежи.
Вообще-то мой рав считает, что мне вообще не следует пить водки (пару лет я так и делал, потом уговорил рава сделать послабление…)
Но – «маасэ рав» – перед тобой сидят уважаемые люди, и плюют с высокой колокольни на совершенно однозначное указание Ребе, и при этом еще плачут и клянутся в любви к Ребе…
Им можно а мне – нет?
И — самое главное: может быть, я что-то не понимаю? Может быть, это и есть высшая ступень «искашрус» к Ребе — плевать на указания Ребе публично? Это и называется служением «выше разума (даже разума Святости)»? И «мицва бегадоль»?
Сегодня в Хабаде все машпиим пьют на фарбренгенах безумно много. Разница только в том, что некоторые умудряются при этом сохранять самоконтроль и говорить что-то вразумительное, а некоторые — полностью теряют самоконтроль, и только мычат (это еще лучше — «экшн»!)
Что лучше для их учеников — еще не известно. Один показывает пример, что можно выпить, как в том анекдоте — три бутылки и работать. Другой — еще лучше — что можно выпить, я уже не знаю, сколько бутылок — и мычать нечто невразумительное с трибуны.
Что еще хуже — начиная с ешивот ктанот начинается спаивание молодежи — четырнадцатилетних детей приучают напиваться — и не «четыре раза лехаим» а «ад ло яда» буквально, и совсем не только на Пурим. (Ребе, кстати, запрещал бохрим пить до «ад ло яда» даже на Пурим. Все «пилпулим» по поводу «гзейры» — относятся только к взрослым, и женатым). Если ты не пьешь — ты плохой хабадник, ты не «мекушар» к Ребе! У тебя много «йешус», чтобы сделать тебе «битуль йеш» — надо напиться до потери пульса… (так нам когда то объясняли заезжие бохрим, а мы потом уже объясняли своим мекуровим — и, конечно, с «тосефет мерубо ал а-икор»).
Фактически, тем самым, устанавливается некая «социальная норма». Насколько это соответствует ША? — Ну, пожалуйста, отстаньте с Вашими миснагидскими вопросами… Насколько это соотвествует указаниям Ребе? — Ну, понимаете, были годы, когда Ребе разрешил, а были годы, когда нет, в общем — это все не так однозначно…
Можно, конечно, сказать: что теперь плакать о выпитой бутылке?
Есть несколько причин:
1) Если в одном вопросе можно поступать против ясного указания Ребе – причем, публично, и так ведут себя ведущие в Любавич машпиим – то где граница, где можно, а где – нет? И кому можно, а кому – нет? В психологии это называется «разрушение границ». Когда рав показывает своему ученику, что границы – на самом деле — никакие не границы – он тем самым разрушает границы своего ученика.
Наш рав всегда говорит «яфэ коах а-бен ми-коах а-ав» — сын смотрит на поведение своего отца и «берет» это в такие области, куда отец даже и не думал. «Если моему папе можно разговаривать во время молитвы — то почему мне нельзя смотреть телевизор…» Ученики смотрят на своего рава и тоже учат из этого.
2) Хасидут – это и так «лемаала мин а-сейхел» – выше разума. От изучения хасидизма иу человека и так голова кругом идет. Если к этому еще добавить водки – голова не просто идет кругом = крышу просто сносит окончательно. В общем, на самом деле, это именно то, что машпиим хотят добиться. Они думают, что в этом – смысл хасидизма. Они только забыли, что в Пурим можно перепутать и сказать «благословен Аман» вместо «проклят Аман», но не «проклят Мордехай» вместо «благословен Мордехай»…
Это «размывание границ» сегодня – вся суть Любавич. Нет границ – можно делать что хочешь, на любую, даже самую дикую идею можно найти «обоснование» в сихе, или письме, или маамаре Ребе – и вперед и с песней! Те, кто говорят, что хасидизм – это границы – они «миснагиды», они ни фига не разбираются в хасидизме! Хасидизм – это выход из всех и всяческих границ. Саббатианство, кстати, тоже. Перепутать – проще простого, особенно после обильного лехаима.
Сегодня в Любавичах любят спорить на тему «кто виноват», кто «разрушает Любавич».
Мешихисты обвиняют «анти».
«Анти» обвиняют мешихистов.
Я после этого Пурима вернулся с мыслью — Любавич разрушает пьянство.
Хасидизм — это и так «на грани». «Свет хаоса в сосудах тикун» — это и так на грани. Хасидут — это пнимиют. Это служение «лифнай велифним». Еще чуть-чуть огня — «эш зара» — и все взрывается.
в Пурим можно перепутать и сказать «благословен Аман» вместо «проклят Аман» — можно полюбопытствовать откуда такое?
В одном из последних «двар малхусов» — или перед Пурим, или после Пурим
Спасибо.
И какой смысл благославлять Амана? Он ведь Амалек, их надо всех уничтожить!
Маамар почитай — обсудим
Есть в интернете?
http://dvarmalchus.org/Download/191.pdf
Стр. 5 и дальше
Насчёт пурима я готов серьёзно поспорить, но в пурим это исключение.
Полностью и целиком поддерживаю. Никто сегодня не имеет права указывать,-«пей». Ни под каким соусом. Сегодня совсем другое поколение как физически так и морально. Под словом никто имею ввиду совсем никто. Даже отец родной. Выражаю исключительно мое мнение.
Разве не сказано делай ограду вокруг Торы? ничего не понимаю!
Выйти из границ чтобы уперется в новые границы.
А может цироз печени, белая горячка приводит к раскрыю Величия Творца.