Поджог мечети. Снова «таг мехир»?

Сегодня (3.10.11) с утра израильские СМИ дружно обсуждают поджог мечети то ли в арабской, то ли в бедуинской деревне в Северной Галилее. На стенах подожженной мечети красовались надписи «таг мхир» («цена») за убийство семьи Палмер.

Спектр мнений – от «кипит наш разум возмущенный», «схватить и наказать» (Нетаниягу), более сдержанной оппозиции (Ципи Ливни), призвавшей «улучшить воспитание молодежи», и до брызжущих слюной лево-вязаных кип, сравнивших действия поджигателей мечети с деятельностью арабских террористов, убивающих женщин и детей. И еще один, на редкость здравый голос в этом почти единогласном хоре осуждения:

«Невозможно, чтобы продолжалась этот театр абсурда. Когда арабы портят еврейское имущество – это никого не волнует вообще. Даже если арабы убивают евреев – убийство семьи Палмер неделю назад – мы не слышали, чтобы Нетаниягу «кипел».  Однако, когда евреи (предположительно) портят арабское имущество – поднимается крик до небес» (Шуки Гасс, сайт «Еврейский голос»).

Это событие, вызвавшее большой общественный резонанс (правда, пока еще не ясно, или это действительно «таг мехир» или это какие-то внутренние разборки самих арабов или бедуинов), снова привлекло внимание общества к явлению, получившему название «таг мехир». Что это? Еврейский терроризм, как выражаются некоторые левые? Или адекватная реакция на арабский террор?

Зависит, как смотреть. Я думаю, что главный вопрос, на который мы должны ответить, прежде всего, самим себе, и, в зависимости от ответа, отвечать также на первый вопрос – это: сегодняшняя ситуация в Израиле – это война или мир?

Почему этот вопрос – идет ли речь сегодня о войне или о мире – так важен? Да потому, что логика и мораль военного времени и мирного времени – принципиально различны.

Все знают знаменитую заповедь в Торе (по поводу «семи народов»): «не оставляй никого в живых». Та самая гуманная Тора, самый справедливый в мире (особенно древнем) закон, заповедующий дать отдых рабу и даже скоту каждый седьмой день, призывает убивать всех без разбора? Ответ очевиден: есть логика войны и есть логика мира, и невозможно учить одно из другого.

Подобно тому, как в современном обществе принято разделять логику «социального» поведения, и логику поведения в бизнесе, и смешение этих двух подходов вызывает путаницу и приводит к конфликтам – так и в области войны и мира – есть законы войны и есть законы мира, и прежде чем выносить (осуждающий) приговор тому или иному действию – нужно сначала понять, где мы находимся, мы уже достигли мира или все еще продолжается война?

Субъективно, в Израиле нет ощущения войны. Возможно, по выражению рава Гинзбурга, это просто атрофированная способность ощущения опасности, но так или иначе – большинство населения Израиля не воспринимает себя в качестве жителей воюющей страны. Да, армейский бюджет съедает более 50 процентов национального бюджета, да, в процентном отношении к численности населения Израиль имеет самую большую в мире армию, да, ежегодно теракты уносят жизни десятков людей, и еще многие десятки остаются инвалидами на всю жизнь. Но при всем при этом – Израиль не живет с ощущением войны.

И, когда появляются «диссиденты», пытающиеся нарушить это всеобщее чувство (точнее — всеобщую иллюзию) благоденствия сидящих на вулкане – на них обрушивается хор негодования. Я бы сказал, что подсознательно это негодование вызвано не только тем, что действия «таг-мехирщиков» кажутся слишком жестокими, аморальными и т.д. – а в том, что они разрушают иллюзию мира, в которой пребывает большая часть Израильского общества.

За 60 лет своего существования Израиль воевал 5 раз? — Ну и что… Израиль с трех сторон окружен враждебными государствами, плюс еще Иран, угрожающий стереть Израиль с лица земли? — Б-г поможет… Ракеты падают в 30 километрах от моего дома? – Нет, это еще не война… «Вот если ракеты начнут падать на Тель Авив…» – Знакомо? Еще как знакомо! Это логика еврейских гетто (или — логика города известных «еврейских мудрецов» — города Хелма). Сегодня нет погрома? Барух Гашем! А если завтра будет погром? – Ну, может быть, обойдет стороной…

Эти ребята, рискующие собой, исполняя символическую месть – «таг а-мехир» – просто, по-моему, пытаются разбудить наше общество, напомнить, что мы находимся в своей стране, напомнить, что мы здесь не захватчики, и, самое главное – напомнить, что все еще идет война. 60 лет назад «еврейский террор» вернул нам нашу, обещанную Б-гом землю. Сегодня арабский террор угрожает ее у нас отобрать. А на войне как на войне – главный принцип военных действий – это «бить врага его оружием», поступать с врагом так, как он поступил бы с тобой. В этом – оправдание и смысл «таг мехир».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

1 комментарий к “Поджог мечети. Снова «таг мехир»?”

  1. Если конкретно про поджог: мало и редко. На такое убийство надо отвечать выравниманием деревни под пелес, НАЧИНАЯ с мечети, и заселением плоскости новым ишувом. Независимо от убийства — в Эрец Исраэль не должно быть ни мечетей, ни церквей. Но все так запущено, что эти простые истины сегодня воспринимаются как горячечный бред. Поэтому лучшее, что могло бы быть, это «спустить на тормозах» и списать на короткое замыкание, а строительство новой, вдвое большей мечети запланиовать к концу 3-го тысячелетия. А старую пока закрыть на ремонт.

    Что же до «таг мехир»: глупость это большая. Они видят бульдозер и атакуют бульдозер. «Кусают палку». Есть два «таг мехира»: один — в ответ на арабские пакости и теракты. Их надо ДА делать «милым соседям». Другой — в ответ на пинуи. Их надо делать не в ближайшей деревне и не на ближайшем цомете и не на ближайшем басисе, а в ТЕЛЬ-АВИВЕ.

    Ответить

Добавить комментарий для micnik Отменить ответ