וניקיתי דמם לא ניקיתי

Сегодня, впервые за мои пять лет в Израиле, я поехал на похороны погибших в теракте.

Я стоял в двадцатитысячной толпе и думал: что же еще должно произойти, чтобы мы наконец поняли, что наша тшува – это никакая не тшува?! Это же не тшува никакая – превратиться в бесчувственного робота, которого не интересует ничего, кроме «четырех локтей галахи», а точнее – «четырех локтей» собственной квартиры!

Меня тут спрашивали – почему я называю баал тшув «зомби»? Да потому что это надо быть зомби, чтобы не прийти на похороны погибших в теракте!

Что тут вообще нужно объяснять – где в галахе написано, что мицва принимать участие в похоронах погибших за кидуш Гашем?

Причем здесь галаха? Элементарный человеческий инстинкт самосохранения должен подсказать – сегодня он, завтра ты!

Но у зомби нет инстинктов, он «убил их постом»…

Тот самый руганный-переруганный Нетаниягу нашел время прийти на нихум авейлим семье погибших. Но у зомби нет времени – он занят…

Мне было стыдно видеть, что в огромной толпе почти нет литаим, почти нет хабадников – были, понятно, в основном «кипот сругот».

Еще раз повторю – мне потребовалось пять лет в Израиле, год общения с равом Гинзбургом (ну и наверное предшествующие годы в России) плюс уроки Йегошуа Дашифа, чтобы понять, что не прийти на похороны погибших – просто бесчеловечно, и никакая «тшува» это не оправдывает.

На обратном пути, обдумывая, что же все таки с нами произошло, в голове всплыла одна фраза из недавно прочитанной статьи рава Гинзбурга.

Эта фраза неподражаемо звучит на иврите, поэтому я приведу ее на языке оригинала.

Фраза звучит שכלו הוא דאנסו.

Кто понимает иврит – здесь есть непередаваемая коннотация с יצרו הוא דאנסו

По-русски можно перевести «принужденные разумом».

Рав Гинзбург объясняет, что тшува может быть сделана из «принуждения разумом». Человек делает тшуву – но эта тшува не идет из сердца, она идет из логики. Обдумывая законы природы, обдумывая устройство мироздания – человек приходит к выводу, что «должен же кто-то этим управлять». Аналогично – рав Гинзбург об этом не пишет, но в общем – это та же самая мысль – человек может сделать тшуву из соображений, что религия сохранила еврейский народ. А может – вообще «назло» коммунистам, которые все запрещали…

Но – есть одно только «но» в такой тшуве – сердце в этой тшуве не участвует. Все держится на логике и на разуме.

Вс-вышний в такой тшуве – просто обязан быть «идеологически выдержанным», всегда правым, справедливым, добрым и заботливым Б-гом.

Ведь если Он, не дай Б-г, где-то нарушает эти правила игры – то вся, построенная на логике вера летит к чертовой матери. А эту, с трудом выстроенную на обломках материализма веру – так не хочется терять.

И – на уровне подсознания начинается «фильтрация базара». Все, что не укладывается в схему «доброго Б-га» – попросту отсекается.

Если я не могу объяснить логически произошедшее – значит, этого просто не существует!

Так постепенно мы «отсекаем» от Вс-вышнего все противоречащее логике, а от себя – все человеческое.

Наверное, мой человеческий инстинкт на каком-то этапе взял верх над логическими построениями, и я начал – в последнее время, и с большим трудом – раззомбироваться.

«Не надо оправдывать Вс-вышнего – он сам оправдается» – повторял Любавичский Ребе.

Даже если мы не можем понять Его или оправдать – это не причина перестать быть людьми.

Может быть, эта моя заметка заставит кого-то задуматься, в каких грязных животных мы превратились, сделав эту так называемую «тшуву»…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

2 комментария к “וניקיתי דמם לא ניקיתי”

  1. Тот, кто начнет с того, что полюбит христианство более истины, очень
    скоро полюбит свою церковь или секту более, чем христианство, и кончит тем,
    что будет любить себя (свое спокойствие) больше всего на свете, сказал
    Кольридж
    http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0500.shtml

    Ответить
  2. Из всех вопросов, которые человек задавал Богу, этот задавался чаще всего. С начала времен люди задавали его. С самого первого момента вплоть до момента настоящего вы хотели знать: почему все должно быть именно так? Классическая постановка данного вопроса звучит примерно так: если Бог – это абсолютное совершенство и абсолютная любовь, почему Он создал чуму и голод, войны и болезни, землетрясения и торнадо, и ураганы, и всевозможные стихийные бедствия, глубоко личные разочарования и всемирные катастрофы? Ответ на этот вопрос является самой глубокой тайной Вселенной и высшим смыслом жизни.
    Любая вещь, любое явление не может существовать без своей противоположности, это возможно только в мире абсолюта. В абсолюте нет опыта – там есть только знание. Знание – это божественное состояние, но всё же, самой великой радостью является бытие. Бытие достигается только после опыта. Эволюция такова: знание, переживание опыта, бытие. Некоторые из философов говорят, что вещь не является истиной для тебя до тех пор, пока она не есть истина в мысли, слове и деле. Мир таков, как он есть, потому, что он не мог бы быть другим и продолжать существовать в сфере грубой материальности. Землетрясения и ураганы, наводнения и торнадо, а также, другие события, которые вы называете стихийными бедствиями, суть не что иное, как движения элементов от одной полярности к другой. Глубокие личные разочарования являются реакциями, которые вы выбрали, как и всемирные бедствия являются продуктами мирового сознания. Твой вопрос подразумевает, что это Бог выбирает такие события, что именно по Его воле и желанию они происходят. Но эти вещи не происходят по Его желанию – ОН лишь наблюдает, как они происходят по вашему желанию. И ОН ничего не делает, чтобы остановить их, потому что, поступи ОН так, это означало бы нарушение вашей свободы воли . Это, в свою очередь, лишило бы вас Божественного опыта, того опыта, который вы выбрали.
    Не порицайте, поэтому, всё то, что вам кажется плохим в этом мире. Лучше задайтесь вопросом, что позволило вам судить об этом плохо и что бы вы хотели сделать – если вообще хотели бы, – чтобы как то изменить это.
    Ищи ответы внутри себя, а не вовне, спрашивая: «Какую часть моего „Я“ я хотел бы пережить сейчас перед лицом этого бедствия? Какой аспект бытия я решаю призвать?» Всё в жизни существует как инструмент, созданный тобой самим, и все ее события являются просто возможностями для тебя решить, Кто Ты Есть, – и быть Им. Это утверждение справедливо для каждой души . Таким образом, ты видишь, что во Вселенной нет жертв, а есть только творцы. Нил Дональд Уолш

    Ответить

Оставьте комментарий