Что такое эгоизм (йешут) с точки зрения каббалы?

Что такое «эгоизм»?

Сейчас нам потребуется определить одно из основных понятий служения, точнее, одного из основных врагов каждого человека, желающего найти дорогу «наверх». От того, насколько человек способен обнаружить внутри себя этого врага и победить его – зависит его победа, или не дай Б-г, поражение в борьбе со злом внутри себя и вовне.

Один из эпитетов эгоизма («йешут») в хасидуте – это «Амалек». Подобно тому, как Амалек был способен менять свое обличье, представляясь различными животными и т.д. – так и йешус многолик, и обнаружить и изобличить его иногда чрезвычайно сложно.

Но – игра стоит свеч, ибо он – эгоизм и йешут – это первичный корень всякого зла в душе человека.

Учение хасидизма дает йешут (эгоизму) короткое и емкое определение: יש ונפרד «йеш венифрад» («есть и отделен»), т.е., отдельное от Вс-вышнего существование.

Уже говорилось выше, все проблемы человека можно определить как «нарушение связи». «Иешут» – это в сущности, главный фактор, разрушающий связи как внутри человека, так и вне его. Способность каббалы «восстанавливать связи» в значительной степени обусловлено умением каббалы изобличать и «лечить» йешут – эгоизм – во всех его многочисленных обличьях.

Известно, что хасидут, в отличие, скажем, от мусара, сосредотачивается более на поиске корней зла, чем его внешних проявлений. Это не значит, конечно, что не следует бороться с внешними проявлениями зла.

Хасидут однозначно постулирует, что корень всего зла в человеке – это «йешут».

Адмур Рашаб, контрос «Гехолцу»

Вот как пишет об этом Адмур Рашаб в своем знаменитом контросе «Гехолцу«:

И как известно, что это есть основное различие между святостью и противоположной стороной, что святость — это аспект единства, и это есть вся основа единства имени Гавайе, и это есть аспект единения и сочетания в сфире хохмо и эмоциональных сфирот в святости, что хотя это десять сфирот, разум и эмоции, тем не менее они находятся в полном единении и взаимопроникновении, и это есть идея имени Гавайе, соединяющего их и делающего их единым целым, чтобы они были в совершенном единстве.

И корень идеи клипы – это противоположность этого, в аспекте разделения и раздробления именно.

Сфиройс мира хаоса были в аспекте «разделенных ветвей», были неспособны терпеть друг друга, хесед не способна была терпеть качества гвуро, и также гвуро – качество хесед, и поэтому сказано про них «и воцарился, и умер». И как известно, что это есть идея «разбиения сосудов», что из этого произошел аспект разделения в клипо и ситро охоро, и это есть идея клипы мидьяна, что это есть идея ссоры и спора, в аспекте разделения и т.д.

И это, что упало во время разбиения сосудов из общей идеи хаоса, где мидот были в аспекте разделения. И поэтому Мидьян не входит в число семи народов. Ибо семь народов – кнаани, хити, и т.д. – это семь частных дурных качеств, каждый из которых соответствует отдельной эмоциональной сфире в мире хаоса, кнаани – хесед, хити – гвуро, и т.д., как говорится в книге Кеhилас Яаков. И каждый из них – это отдельная клипа, из частной эмоции мира хаоса, и противодействует отдельной частной эмоции в святости. Но клипа Мидьяна – это не из частных эмоций, но из общей идеи мира хаоса, — идеи разделения и раздробления, ибо есть наиболее общее свойство в общей идее мира хаоса, это то, что они были в аспекте «разделенных ветвей».

Таким образом, Адмур Рашаб объясняет, что «йешут», эгоизм – это наиболее общее свойство разбившегося и упавшего в клипу мира хаоса, наиболее общее свойство клипы, корень всякого зла в душе. Более  того, из того, что Мидьян не считается среди семи народов – можно сделать вывод, что отличие клипы мидьяна (йешут) от остальных клипот – это отличие не столько количественное, сколько качественное. Все конкретные народы, населявшие землю Кенаан – это символы раскрытого, явного зла в душе (сфирот хесед, гвура и т.д. в стороне, противоположной святости). Мидьян же, в отличие от них, представляет собой обобщенное, сокрытое, можно сказать, абстрактное зло в душе человека.

Можно привести банальный пример банды, где главарь может быть очень милым человеком, который никого не убивал («мухи не убьет»). Но именно он – мозг всей банды, планирующей и осуществляющей убийства и грабежи. Ему и не надо убивать, ибо он – абстрактное зло.

Далее Ребе Рашаб раскрывает несколько характерных механизмов «работы» йешут (весь этот контрос посвящен проблеме беспричинной ненависти, и корнем этой проблемы Ребе Рашаб называет именно йешут):

Клипа Мидьяна – это именно беспричинная ненависть, ибо эта ненависть — не из-за какой-то частной причины, за то, что причинил ему какое-то зло, или, когда он противодействует ему в каком-то частном вопросе, ибо тогда бы эта ненависть зависела от какой-то частной эмоции клипы, и тогда это не от клипы мидьяна, но то, что упало во время разбиения сосудов от качества гвуро мира хаоса, что это есть гнев и ненависть к своему противнику. И поскольку тот выступает против него, поэтому он ругается и ссорится с ним и т.д.

Но идея ссоры и спора и ненависти клипы мидьян  – это не со стороны какой-то частности, но потому, что он не может терпеть другого, даже если совершенно его не знает, и не было у него никаких дел с ним. И невозможно соединиться с ним. И это то, что называется беспричинной ненавистью, когда он ненавидит его без причины, ни за что. И иногда есть в этом также какие-то частности, т.е., что у него есть какое-то недовольство, почему он ненавидит его. Но это недовольство приходит впоследствии, и т.е., что не частное недовольство – это причина ненависти. Но только он находит объяснение и причину, только для того, чтобы оправдать себя перед своим товарищем, но это не истинная причина, но ненависть происходит от того, что он не может терпеть другого, и причина это – собственный йешус[27], ибо он очень важен в собственных глазах, и в общем, аспект йешус и самоощущения, когда очень сильно чувствует себя в каждой и каждой своей частности и т.д. И поэтому он не может терпеть другого.

Адмур Рашаб приводит здесь очень важное и принципиальное свойство йешут, можно сказать, его основное свойство – «самоощущение, когда он очень сильно чувствует себя вы каждой своей частности».

Можно сказать, что йешут – это своего рода «короткое замыкание», человек полностью замкнут на себя, и не способен видеть, слышать, чувствовать другого. Он чувствует только, что другой ему мешает, «уменьшает его существование», и за это – ненавидит его в душе.

Разомкнуть это «короткое замыкание» – означает, по сути, вылечить человека, вылечить «черную дыру» эгоизма, по выражению рава. Гинзбурга.

Таким образом, Адмур Рашаб дает «определение» йешут, как общего, абстрактного зла в душе человека, проявляющегося в беспричинной ненависти и неспособности соединиться с другим, и объясняет также, что один из основных наиболее характерных признаков йешут – это «самоощущение», повышенная чувствительность ко всему, что со мной происходит.

Иначе говоря, как узнать или я «йеш» или я «батель»? Очень просто – нужно посмотреть, как я реагирую, когда меня хвалят, и когда меня обижают. Если, когда меня хвалят, я просто говорю «спасибо», а когда меня обижают, я спокойно, но твердо выражаю свое несогласие и все – наверное, я «батель».

Если же мне катастрофически не хватает «цуми» (кто живет в Эрец — знает что это такое), если же я (внутренне) раздуваюсь от любой похвалы, если я слишком болезненно реагирую на критику в свой адрес, и вообще, меня очень сильно заботит, что окружающие обо мне думают (я могу это не показывать никому, но внутри это так), если, когда меня обидели – то мой гнев не знает границ, и я готов, подобно Камце и бар Камце – разрушить весь мир из-за ничтожной обиды – то, наверное, мне еще есть над чем работать в уменьшении своего эгоизма.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Каббала, Основные понятия с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>