Вы знакомы с Гешелем?

Блестящая лекция о философии Гешеля – прочитанная Дрором Бонди – одним из лучших специалистов «по Гешелю» в Израиле. Нашел ее на сайте ешивы Петах-Тиквы, не смог остановиться пока всю не записал на иврите. Вот теперь и по-русски тоже. Оригинал на иврите здесь

Вы знакомы с Гешелем? Автор «оhев Исраэль» из Апты? Был такой Адмор, третье поколение от Магида. А его пра-правнук, которого мы попытаемся сегодня встретить, названный в честь своего прадеда, Авраам Йегошуа Гешель, он мне изменил жизнь. Я сожалею, что в моем отношении к нему есть много личного. Я не объективен. Кто нибудь против?

Так или иначе, Авраам Йегошуа Гешель, о котором мы говорим, родился быть Адмуром в 1907 году, и умер в качестве американского общественного деятеля и философа в 1972. Что значит что он родился быть Адмором? Это значит, что его отец был Адмор, его дед был Адмор, его прадед был Адмор, его пра-прадед был Адмор, и его пра-пра-пра-прадед был Магид из Межерич, старший из учеников Баал Шем Това. И, бедный, он стал общественным деятелем, умер общественным деятелем против войны во Вьетнаме, друг Мартина Лютера Кинга, в Америке семидесятых годов. И что интересно в Гешеле – что он жил это как две стороны одной медали. Когда он шагал вместе с Мартином Лютером Кингом на демонстрации за права черных, это не была простая демонстрация. Полиция Южных штатов не очень это любила. В этом была некоторая опасность. «Я чувствовал, что ноги мои молятся. Я чувсвтвал, что я иду рядом с Адморим из моего детства». В Израильском обществе это невозможно. Нам трудно держать оба конца веревки одновременно. Так или иначе, что мы попытаемся сделать сегодня, в честь приближающегося праздника Шавуот, это попробовать встретить путь, которй он предложил в изучении Торы. Я собрал здесь полно материала, не знаю, если мы успеем все, сначала – его собтсвенный путь учения, потом – в сравнении с равом Соловейчиком. Вы изучали «Иш а-алаха»?

Чтобы понять философскую мысль Гешеля, нужно иметь в виду, что у него есть два основных источника. Один – это хасидский дом, в котором он рос, дом Ружинского хасидизма. Он был потомком Ребе из Апты, но его дед умер в молодом возрасте, и его бабка, внучка Ребе из Ружина, вышла замуж за своего дядю, Ребе из Черткова, кто немного себе представляет хасидские родословия.

Так что отец Гешеля рос в Черткове, хасидизме, в котором есть много тепла, много любви, мгого добра, есть всеми уважаемый Адмор. И его отец был послан Ребе из Черткова чтобы создать филиал Ружинского хасидизма в Варшаве. Варшава была территорией совершенно других направлений хасидизма – «восстание» Пшисхи и Коцка. Польские хасиды – сегодня они известны, как более формально образованные – тогда было большое «восстание» в хасидизме, в вопросе – как привести Вс-вышнего в мир. Это был спор между «литаим» и хасидами. Литаим говорили, что Вс-вышний находится в галахе. Также рав Соловейчик пишет так в «Человеке галахи». Человек Галахи встречает Вс-вышнего лишь в Галахе. Хасидим сказали: — Нет. Это «пост-травма» саббатианства – сказать, что Вс-вышний находитя только в галахе. Ответ на саббатианство. Вс-вышний – сказал Баал Шем Тов – находится повсюду.

Вы когда-нибудь встречались с Баал Шем Товом? Тот, кто встретил его по-настоящему, поверьте, тот, кто встречает его – он сразу чувствует, что Вс-вышний находится повсеместно. Он видел Б-га везде, видел Б-га в каждом человеке, видел Б-га в каждом моменте времени, в каждой ситуации, и передавал это ощущение людям, которых он встречал. Но потом наступило «восстание» Святого еврея и Ребе из Коцка. Вы знакомы с этой фразой Ребе из Коцка: «Где находится Б-г?» – хасидим ответили ему: «повсюду». Он сказал им: «там, где дают ему войти». В чем разница между «повсюду» и «там где дают ему войти»? – В сущности, Он не находится нигде… Человек должен что-то сделать, раскрыть свое сердце, для того, чтобы Вс-вышний раскрылся ему.

Если бы вы встретили Ребе из Коцка, до того, как он заперся в своем кабинете на 20 лет, последние двадцать лет своей жизни, то вы бы немедленно почувствовали, в какой лжи вы живете. Его любимое занятие было сломать веру своих учеников. «Это вера? – Это – глупости! Во что ты веришь? Это вообще не вера! Вера – это куда глубже! Ты – это просто кич, ты просто говоришь лозунги. В тебе нет настоящей веры. Вс-вышний по-настоящему не находится в твоей жизни». Оба они хасиды, оба они считают, что Вс-вышний не находится в одной лишь галахе. Оба они заняты тем, чтобы восстановить связь между человеком и Вс-вышним. Вопрос только – как устанавливается эта связь?

Вам уже приходилось выходить на «шидухим»[1]? Попробуйте как-нибудь, это нечто. Есть два пути встретить кого-то. Ешива-бохрим, которые выходят на шидухим, приходят с таблицей. Должна быть красивой, глубокой, богатой (это – самое главное). И, конечно, не забыть бы, Б-гобоязненной… И тогда идут на шидух. И каждая девушка, с которой встречаются, пытаются запихнуть ее в «таблицу» — подходит она мне или нет. Правда, это то, что делают на «шидухим»? Но что же? В действительности ни одна не подходит по-настоящему, и раз так – то ты ничего по настоящему не выяснил. Ведь на самом деле все люди совершенно разные. И что еще хуже – если приходят с «таблицей» — то вообще трудно кого-то встретить. Ты пришел уже с определениями. Ты не пришел с раскрытым сердцем. Если только конечно, это не харейдимная пара, которая говорит: я не хочу раскрывать свое сердце до свадьбы. Мы только проверим, что мы принадлежим к тому же направлению хасидизма, и что у нас одинаковые обычаи – например, покрытия головы после замужества… Но если ты приходишь с надеждой что все же между вами что-то произойдет… Понятно, постепенно, не с первой встречи… но – что между вами возникнет какой-то внутренний контакт, какая-то «химия». Для того, чтобы между вами что то произошло, есть два пути. Первый – это попытаться почувствовать ее сердце. Не спрашивать по таблице – подходит она мне или нет. Кто она вообще? Как она смотрит на меня? Не «как я смотрю на нее». Как она чувствует меня? Попытаться почувствовать ее сердце. Другой путь – это сломать мою таблицу[2].

Баал Шем Тов пытается почувствовать «сердце» Вс-вышнего повсюду. Так мы встретим Вс-вышнего. Не приходить со средневековыми схоластическими определениями, «основа основ и столп мудрости – знать что есть первопричина», не приходить вообще с определениями. Я ищу сердце Б-га. Повсюду. Это – Баал Шем Тов.

Ребе из Коцка придерживался другого метода: просто разбей свою таблицу. Разбей свою ложь, свой кич, свои лозунги, попробуй открыться чему-то большему, чем человеческое существование. Не ищи Б-га среди людей. Попытайся открыть сердце. Просто прийти открытым.

Как Авраам раскрыл Вс-вышего? Хазал говорят, что он разбил идолов. Он не знал, там Вс-вышний или нет, тем не менее – он сломал идолов – на всякий случай. И тогда Вс-вышний открылся ему. Есть и другие пути почувствовать Вс-вышнего. Например, в Торе сказано, что Вс-вышний сказал ему «иди себе». Вдруг он почувствовал сердце Вс-вышнего. Есть два пути в служении Вс-вышнему в хасидизме, и это – одна сторона жизни Гешеля. Оттуда он пришел. От напряжения между этими двумя путями, ибо его отец умер незадолго до его десятого дня рождения, и от влияния Ружина – от Баал Шем Това – он попал под влияние своего дяди, который был другом Ребе из Гур. У него был меламед – хасид Коцка. И вдруг Баал Шем Тов и Ребе из Коцка начинают бороться за его душу. И вдруг, в возрасте пятнадцати лет, когда хасиды уже встают перед ним, и он уже сдал экзамен на раввина в ешиве Гур, и хотят обручить его с его двоюродной сестрой, свести вместе Баал Шем Това и Ребе из Коцка, и вот у нас готовый Адмор-йенука… И этот шидух расстраивается. Вся хасидская желтая пресса Варшавы встала на ноги, что случилось, почему не вышел этот шидух… Этот шидух должен был исправить кризис в хасидизме. Но это не получилось. И ребенок, которому суждено было стать Адмором, открылся «просвещению», увлекся светской литературой, обстриг свои пейсы и пошел учиться философии в Берлине. Представьте себе студенческий стол студентов в Берлине, трое друзей в возрасте чуть старше двадцати лет, сидят и разговаривают «за жизнь». Одного зовут рав Соловейчик, другого – Любавичский Ребе, третьего зовут Гешель. Друзья, родители которых достаточно взволнованы, что с ними случится. Они оставили мир ешив, они оставили хасидские дома, раввинские дома. В конце концов они стали духовными лидерами американского еврейства. В Эрец этого бы никогда не произошло… Но Америка – страна неограниченных возможностей, и там такое может произойти…

Как произошел этот переворот, что вдруг Гешель превратился в еврейского духовного лидера? Это случилось, когда нацисты пришли к власти. Когда нацисты пришли к власти, Гешель вдруг понял, что что-то совершенно не годится в западной цивилизации. Он разговаривает со своими друзьями из университета, товарищами по курсу. Что же он видит? Большинство его друзей проголосовали за Гитлера. Гитлер пришел к власти в результате более или менее демократических выборов. Коалиция и т.д., но так он пришел к власти. Представьте себе, что вы учитесь в университете, и вдруг вы обнаруживаете, что большая часть ваших друзей, ради которых вы срезали свои пейсы, ради того, чтобы учиться вместе с ними… И что больше всего поражает Гешеля во всем этом – что вдруг он ловит себя на мысли: Вау! Может быть, я тоже проголосую за Гитлера? А, не стоит, он ненавидит евреев… Но если бы Гитлер ненавидел бы, скажем, поляков, за кого бы я голосовал?

Вы знаете, что произошло во время Шоа? Слышали? – Шесть миллионов евреев были убиты. И что же это для нас означает? Чему нас это учит? Что мы понимаем в результате того, что произошло? – Сионизм. Мы обязаны уметь защитить себя. Верно? Слышали речь Биби в ООН? Погибли шесть миллионов евреев? – Мы обязаны уметь защитить себя. И это то, что произошло во время Шоа, верно?

Гешель не думал, что это то, что случилось в Шоа. Он не чувствовал так, что это то, что случилось в Шоа. Для него во время Шоа случилось нечто совершенно другое. Он чувствовал, что это мы убили шесть миллионов евреев. Мы, западные люди. Он смотрит на свой класс направо и налево – и он не видит разницы. Смотрит на евреев Германии, и не видит разницы. А если бы нацисты решили бы уничтожать поляков – как бы вели себя евреи Германии? Помешали бы ему? Или же – еврей должен же жить на что-то, и многие из них имели очень теплые должности в правительственных учреждениях. И они бы, наверное, сотрудичали с таким режимом. Конечно, были бы среди них «праведники, средние и грешники» – каждый на своем уровне. И вдруг ему становится от этого страшно.

Вы когда ходили в кино в последний раз? Кому-то из вас приходилось видеть в кино Биби, и вдруг он входит в зал? Ешиботники не ходят в кино? Ну, куда ходят бейниши[3]? Представьте, вы пришли на празднование дня Иерусалима в «Мерказ[4]«, и вдруг Биби входит? У Гешеля это случилось с Гитлером. Он пошел смотреть представление в Берлинском театре, остался в зале, и вдруг входит Гитлер. Фюрер пришел посмотреть на спектакль. Как ведут себя зрители? Как положено вести себя порядочным гражданам – встают и вытягивают руку в приветствии «хайль гитлер». Что делает Гешель? Оглядывается по сторонам, видит, что никто на него не смотрит и бежит прочь… Это очень тяжелое переживание. Мы, израильтяне, нам кажется, что нацисты – не такие как мы. Но для еврея, который хотел стать западным евреем, внезапно ощутить, что это он соучастник Катастрофы, это его культура, это его друзья… Если не участвует, то не препятствует точно. Что случилось с западной культурой?


[1] Лекция читалась студентам ешивы Гесдер в Петах Тикве.

[2] У меня здесь почему-то возникла ассоциация с разбитыми Моше рабейну скрижалями. Можно сказать, наверное, что только разбив скрижали, Моше по-настоящему «встретил» Вс-вышнего. Прим. переводчика.

[3] Бней ешивот, ешиботники.

[4] Мерказ а-рав Кук в Иерусалиме

Series NavigationГешель: дух иудаизма. >>

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

2 комментария к “Вы знакомы с Гешелем?”

  1. «Ноги» западной культуры произрастают с одной стороны из христианской религиозной философии, с другой стороны из язычества. Церковь в кризисные периоды, неоднократно обращалась к искусству. чтобы через нее вернуть себе народ. Великие художники писавшие ангелов и прочих персонажей тонко намекали на то, что на этой земле, даже ангелы становятся как люди с их пороками. В своей сущности христианская культура, осталась все такой же языческой, но она дала миру такие жанры: оперу, мюзиклы, симфонии, кантаты и так далее. Когда пришел Гитлер, Германия находилась в кризисном состоянии, как в прочем и сейчас находиться весь мир. Западная культура в нынешнем состоянии ничем не отличается от культуры того времени. Только лишь приобрела облик змея искусителя в более явном виде. материальный мир с его всеми проявлениями — это отражение еврейской души. Возможно, еще и поэтому Гершель окунулся в светскую жизнь, дабы больше узнать о своей душе. Так как, чтобы встретить Всевышнего наверное хасидский дом не достаточен, его нужно почувствовать сердцем везде, и даже там где наступает тьма, вероятнее всего встретить Его там. И когда пришел Гитлер в храм искусства, было символично, что Гитлер олецетоврял бога тьмы в его храме.

    Ответить
  2. Продолжение. Искусство и культура принадлежало обратной стороне, и западные люди ничем не изменили своей сути, они как и церковь всегда привлекали на свою сторону искусство. Искусство западной культуры, никогда не носило характер служения Всевышнему, поэтому очень могло случиться и случилось приход к власти Гитлера. Почему евреи не смогли себя защитить? Потому что их души спали, даже когда пришел к власти палач, они спали. Но такие как Гершель проснулись, и им стало страшно. Евреи стали частью христианской западной культуры, отошли от своих духовных корней, поэтому дело не в том что стало с западной культурой, я бы сказала что стало с евреями, с их верой во Всевышнего? Неужели для того чтобы встретить Его, нужны потрясения и катастрофы? С одной стороны в тьме раскрывается свет, чем больше тьма, тем больше свет.

    Ответить

Оставьте комментарий