Союз Земли Израиля предшествует союзу народа Израиля и союзу Торы

Сегодня – день, имеющий особое значение для народа Израиля, живущего в Земле Израиля – день выборов. Мы сегодня выбираем – выбираем нашего лидера, нашего царя. Дай Б-г, чтобы мы удостоились выбрать царя Мошиаха, да прийдет он в скором времени и избавит нас. Если народ Израиля решил, что это день выборов – каждый должен понять это для себя, что это означает для него лично, и сделать этот выбор практически в своей душе.

У меня спрашивали – и все еще спрашивают, сегодня до вечера  еще можно голосовать – за кого голосовать. Я отвечаю, что Ребе сказал, что нужно голосовать за «самую религиозную партию». Ребе также сказал, что «самая религиозная партия» означает партия, ставящая во главу угла три «цельности»: цельность Торы, цельность народа, и цельность Земли Израиля. Это главное, мы хотим быть «ультра-ортодоксами» (букв. «трепещущими») перед словом Б-га, и требуется быть «ультра-ортодоксом» в отношении этих трех вещей.

Однако, практически, что это означает? Прекрасно, если кто-то говорит, что он поддерживает все три цельности, но практически, что чему предшествует? Должен быть какой-то порядок. На что должен быть сделан основной акцент?

Изменение порядка «цельностей» с точки зрения «короны Торы» и «короны царства»

На первый взгляд, ортодоксальный (в общепринятом сегодня смысле) еврей  должен сказать, что основой акцент должен быть сделан на Тору: все должно быть «по Торе», Земля Израиля и также народ Израиля – все должно быть «по Торе».

— Как относиться к Земле Израиля? – «Спроси у своего раввина»… Есть совет мудрецов Торы, спроси у них!

«Если царь  приказывает отменить заповедь – не слушают его» – следует делать то, что Тора приказывает, а не то, что говорит царь. Самое первое – это авторитет Торы. В книге «Тикун аМедина» говорится, что авторитет Торы соответствует сфире хохма. Тора это аспект хохма. Поэтому «нормальный» ортодокс скажет тебе, что понятно, самое важное это цельность Торы, и из нее следуют все остальные цельности, цельность народа и цельность Земли Израиля.

Когда избирают лидера, царя, он, безусловно должен «изучать Тору подобно своему отцу Давиду», как пишет Рамбам. Он должен быть подчинен Торе, быть «слугой Вс-вышнего». Сказано, что в основном нам нужен царь «чтобы судил нас» по законам Торы (хотя царь имеет право добавлять собственные законы, это то, что называется «законы, установленные царем», и они приобретают статус законов Торы), и также для того, чтобы вести войны и побеждать («и будет судить нас царь наш, и вести войны наши»).

Так или иначе, «корона царства» это не то же самое, что «корона Торы». Есть «три короны», корона священничества, Корона царства, и корона Торы, и это не одно и тоже. Есть нечто особенное в короне царства.

Сейчас мы выбираем царя. Каким образом эти три цельности должны быть расположены на нашем знамени? Что должно идти первым,  что вторым, и что третьим? Новость в том, что у царя Израиля, выше всего, самое первое – это цельность земли Израиля. Цельность земли выражает саму суть его «царской короны» («корона Торы» – понятно, это цельность Торы, а корона священничества это цельность народа, «царство священников», «благословляющих народ Израиля с любовью»). Таким образом, царь он как бы хозяин именно Земли Израиля, и он ведет свой народ на войну, чтобы расширить границы Земли Израиля, и тем самым умножить свою славу, и слава праведного царя это слава Вс-вышнего. Следующей строкой написано у него цельность народа. И только под ним – цельность Торы. Понятно, что он не отступает ни на йоту от слов святой Торы, и тем не менее, вся его сила, «оз мелех», выражается прежде всего в его обязательстве в отношении цельности земли Израиля, и это то, что дает силу его обязательству в отношении цельности народа, от которой, в свою очередь, происходит его обязательство в отношении цельности Торы. Это хидуш, который нужно понять.

Три союза и тринадцать союзов

Наши мудрецы учат: «велико (значение) обрезания, ибо на него заключены 13 союзов, больше чем Тора, на которую заключены 3 союза». Три союза это коца (верхний кончик йуд), гиза (сама буква йуд) и швила (продолжение вниз) буквы йуд[1], как объясняется в Зоар. Коца указывает на кетер, но тем не менее, это часть рисунка (формы) буквы йуд. Ребе Рашаб говорит, что йуд называется «точкой, у которой есть форма».

Есть простая точка, у которой нет никакой формы (рисунка), и про нее сказано некуда дэло наиц. Поскольку она совершенно лишена формы, она не связана с остальными сфирот мира Ацилут. Но некуда дэнаиц, которая «пронизывает» все остальные десять сфирот, это точка хохма, точка, имеющая форму, у которой есть три аспекта, коца, гица и швила. Это тайна трех союзов Торы.

Выше нее есть тринадцать мер милосердия, дикна кадиша Арих Анпин. Брит Торы означает цельность Торы, как понятно. Какую цельность выражает брит мила? – Цельность народа. Еврей всегда обрезан. В мишне в трактате Недарим, говорится, что все евреи – даже те, кто не обрезаны – называются в сущности своей обрезанными, а «все народы арейлим», даже тот из них, кто обрезан, считаются необрезанными. Еврея «определяет» обрезание, и также женщина «считается обрезанной» – все евреи обрезаны. Это союз брит мила, который дана Авраму, выражающий  цельность народа.

Порядок союзов: союз земли, союз обрезания и союз Торы

Есть ли что-то выше, чем брит мила? С Авраамом были заключены два союза. Один — это союз обрезания, о котором говорится в мидраше Коэлет в начале третьей главы, комментирующем стих «всему время и срок всякой вещи под небесами». Срок был установлен Перво-Человеку войти в Ган Эйден… И срок был установлен выйти оттуда. Срок был установлен Ноаху войти в ковчег.. и срок выйти из ковчега. Срок был установлен Аврааму, чтобы дана была ему заповедь обрезания.. и срок был установлен сынам его сделать обрезание – в двух местах, один раз в Египте, и один раз в Гилгале (посредством Йегошуа)».

Таким образом, есть срок, когда войти в Ган Эйден, и срок, когда войти в ковчег, и срок, когда сделать обрезание. Когда настало это время, Аврааму было 99 лет. Это, в сущности, вопрос, который задается в маамаре «Бээцем айом азэ», почему Авраам ждал до возраста 99 лет, а не сделал обрезание раньше, хотя он «исполнил всю Тору раньше, чем она была дарована»? Алтер Ребе отвечает, что он ждал «мила гдола», великого обрезания, сверху вниз, союза обрезания, на который были заключены 13 союзов, обрезание в аспекте «нет судьбы у Израиля», «на восьмой день обрежет свою крайнюю плоть», «хранящий милость тысячам поколений» (восьмой мазал из тринадцати мазалот, тринадцати мер милосердия).

Но у Авраама, праотца нашего, есть еще один союз, который он получил раньше – союз Эрец Исраэль. В каком возрасте? Про брит мила ясно сказано, что это было в возрасте 99 лет. Время брит бейн а-бетарим (союза между рассеченных туш) не ясно, когда это было. Я мог бы подумать, что это было в возрасте 75 лет, но мудрецы говорят, что Авраам был в Земле Ханаанской за 5 лет перед этим, и тогда был заключен союз между рассеченных туш. Таким образом, сначала был заключен союз на Землю Израиля (вместе с этим, сказано в Зоар, что без второго союза, первый союз не может исполниться, без того, чтобы евреи делали обрезание.

Таким образом, мы видим, что в Торе есть порядок заключения союза. Порядок, который, как мы сказали, написан на знамени Мошиаха: прежде всего, цельность Земли Израиля. Что означает цельность Земли? От Нила до Ефрата, десять народов, включая Кейни-Кенизи-Кадмони. Она предшествует всему, еще перед брит мила. Авраам, праотец наш, символизирует цельность земли, и только потом цельность народа — это два его союза, союз между рассеченных тел, и союз в возрасте 99 лет. Что насчет Торы? – это значительно позже, во времена Моше рабейну.

 

[1] Буква йуд имеет кончик наверху, кончик внизу, и собственно точку самой буквы. Они называются коца (кончик наверху), гиза (собственно сама буква) и швила (продолжение буквы вниз).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий