12 октября 2021 Гешель. Коцк. Каждый человек лжёт.

РИ У меня сегодня была идея почитать Гешеля про Коцк. Попробуем, что из этого выйдет. Вообще достаточно парадоксальная фигура Гешель. Т.е. с одной стороны он открытый и закрытый. Он был одним из инициаторов каких-то отношений с… межрелигиозных каких-то контактов, открыт внешнему миру совершенно. И при этом, его последняя книга была про Коцк. Он находит что-то в Коцке, в хасидизме вообще, что-то, что составляет ему пазл, так можно сказать. И безусловно, что это не было единственным составляющим его пазла, но при этом было очень существенной составляющей. Я отсюда учу, что можно совершенно по-разному читать хасидут. И, наверное, если мы пытаемся читать хасидут, то нам очень важно понять, как его читает Гешель. Т.е. человек совершенно современный, совершенно светский (светское образование), совершенно открытый и при этом что он находит в Коцке? В хасидизме вообще и в Коцке в частности? Это книга, которую составил Гешель, он не успел закончить работу над ней, он умер, и она на идиш, как не странно. Т.е. Гешель, который жил в Америке, и писал все свои книги на английском. Последнюю свою книгу он написал на идиш. И Дрор Бонди – это израильский исследователь Гешеля – перевёл её на иврит. Мы с ним немножечко общались, он прислал мне эту книгу, она лежала-лежала, и наконец долежалась до того, что мы решили её открыть. Т.е. как читает современный человек хасидут – вот вопрос, который меня интересует. Тоже самое можно сказать про Мартина Бубера: опять же современный абсолютно человек и при этом хасидут. Может мы что-то не понимаем, может мы неправильно читаем, или читаем по-старому, скажем так.

Гешель. Сказано в мидраше — сказал рабби Симон: «Когда Всевышний пришёл сотворить первого человека, то ангелы разделились на группы. Одни говорят «за», другие говорят «против».

РИ Всем известный мидраш.

Гешель. Это стих, который говорит: милость и истинность встретились, справедливость и мир приблизились.

РИ Это псалмы.

Гешель. Хесед говорит: стоит сотворить человека, потому что он будет милосердный. Истина говорит: не стоит этого делать, он будет лгун. Ангел справедливости говорит: ну конечно надо сотворить человека, он будет помогать ближнему. А мир говорит: нет, не надо творить человека, он будет постоянно воевать. Что сделал Всевышний? Взял истину и бросил её на землю.

РИ Логичный путь разрешения споров, да?

Гешель. И это то, что сказано: истина прорастёт из земли.

РИ Это мидраш на псалмы, я думаю, что он всем известен. Если не всем известен, то вот, уже известен. Таким образом, истина не хотела, чтобы Всевышний творил Адама. Всевышний понял, что с истиной договориться невозможно и бросил её на землю. Но потом она вырастет из земли. Это мидраш.

Гешель. Этот мидраш раскрывает тайну: царский трон человека находится на могиле истины. Человек, он сидит на троне, потому что истина похоронена глубоко в земле. Горе такому царству, но кому это интересно.

РИ Я не знаю, это слова Гешеля, или слова Коцкера.

Гешель. По этому мидрашу человек существует, потому что в нём доброе сердце, потому что в нём есть качество хесед. Меджибожи считали, что в этом мире хесед, милость находится на более высокой ступени, чем истина. Ради немножечко милосердия можно похоронить истину. И есть только одна реальность – милость.

РИ Меджибожи говорили: главное – это человечность.

Гешель. И то, что добро — существует, а то, что не добро — вообще не существует.

РИ Вот позиция Меджибожа: добро – это реальность, а зло – это иллюзия. Иллюзия, обман зрения.

Гешель. А Коцк говорил наоборот: что всё время, что человек лжёт, все его добрые дела и всё его доброе сердце – это обман зрения.

РИ Т.е. по Меджибожу: добро это добро, а зло — это обман зрения. По Коцку: пока человек лжёт — это всё самообман.

Гешель. Истина действительно лежит в земле. Но она живёт и задыхается в могиле.

РИ Прекрасно.

Гешель. Истина желает оживления мёртвых, но человек не позволяет истине подняться из могилы. Царский дворец человека, человечества стоит на её могиле и не даёт истине поднять голову. Всегда в каждой душе есть жажда истины. Но мы перестали чувствовать эту жажду. Люди не только не чувствуют, но даже им не важно, что они не чувствуют.

РИ Все согласны или кто-то не согласен? Какие здесь люди собрались: которые хотят поднять истину из могилы, или которые хотят строить дворец на могиле истины?

Ответ Поднять-поднять.

РИ Тов, надо делать революцию. Это Коцк: поднять истину из могилы.

Гешель. Коцкому ребе это было важно. Страх обуревал его, когда он видел расстояние между человеком и истиной. Крик, плач, звучал в Коцке, евреи чувствовали дрожь, страшное несчастье, душа превратилась в кусок плоти, душа превратилась в ложь. Евреев интересует больной карман, но не их больная душа.

РИ Это интересно. Получается, что Коцкер даёт определение души – эмет. Что такое душа? Рав Кук отвечает – свобода, Меджибож отвечает – милость, Коцк отвечает – истина. И говорит: душа превратилась в ложь.

Гешель. Они думают только о заработке, каждый плачет, когда он говорит: «кто будет жить?»

РИ Это такая молитва на Йом Кипур.

Гешель. Об истине никто не плачет. Все занимаются тем, чтобы кушать и спать, и в это же время они мечтают о жирном куске будущего мира. Их представления о том, что такое будущий мир далеки от истины. Они делают мицвот и думают, что они делают одолжение Всевышнему. Они кушают большой кусок афикомана и довольны собой.

РИ Это в Песах.

Гешель. Они говорят про Машиаха. Достойны ли они вообще произносить имя Машиаха своими устами? Ребе из Коцка, один из самых интересных, оригинальных мыслителей еврейского народа, он пытался решить самые глубокие проблемы человеческого существования. Его выводы очень важны для современного религиозного мышления. Чтобы понять, что говорит Коцк, и увидеть его широту, мы должны перевести его на философский язык. Но я не хочу этого делать, потому что, как только это всё переводится на светский язык, то вкус теряется и содержание очень легко искажается. Каждый, кто знаком с современной философией поймёт, что ребе из Коцка занимался ещё сто лет назад теми вопросами, которые сегодня самые актуальные. Здесь я хочу пользоваться языком Коцка: очень острым, жестоким, иногда грубым. Но грубость его стиля – это также важно, как радикальность его мысли. От Коцка осталось примерно 1000 каких-то выражений и вортов, резких каких-то слов, идей, относящихся к самым основам религии. Составляют ли они последовательную систему? Я думаю, что да. Прежде всего попробуем объяснить, что он хочет сказать. Вопрос, занимающий Коцкого ребе – это индивидуум. Общество его не интересует. Над человеком властвует ложь, отсутствие истины, конвенциональность. Этому низкому состоянию человека путь Баал Шем Това не может помочь. Самый большой враг человека – это эгоизм. И единственное оружие, с помощью которого можно с ним воевать – это страх, и сильный страх.

РИ Какие-то удивительные слова, и не очень понятные.

Гешель. Мы должны навести на него страх, пробудить отвращение к любому отклонению от истины.

РИ Вот какой страх. Человек должен бояться отойти от истины.

Гешель. Так или иначе невозможно спасти толпу, и поэтому нужно спасти миньян евреев.

РИ Это те десять человек, которые перестанут врать.

Гешель. Много лет назад, когда я начал читать писания Кьеркегора, датского мыслителя, основателя того, что называется экзистенциальная философия, меня удивило, что его мысли казались мне очень знакомыми и близкими. И вдруг я понял, что многое из того, что говорит Кьеркегор, мне известно из Коцка. Поскольку я рос под влиянием двух хасидов Коцка. Ребе из Коцка родился в 1787 году, умер в 1859 году. Кьеркегор жил 1813-1855гг. Когда Кьеркегор написал свою первую книгу в 1843 году, ребе из Коцка уже отошёл от мира и не выходил из своей комнаты, как известно. Кьеркегор известен всем, а Коцк никому не известен. Удивительные достижения ребе из Коцка в области духовной жизни забыты из сердца. Кьеркегор кричал, что самый большой грех человека: полагаться на самого себя. Грех 19-го века – это иллюзия, что современный человек стоит на ступени более высокой, чем его отцы. Эта его гордыня происходит из эгоизма, и поэтому, единственное, что может помочь современному человеку – это отчаяние.

РИ Интересная теория. Кто-то тут изучал Кьеркегора или нет? Потому что мне это кажется достаточно диким. Но будем читать дальше. Гешель говорит, что это правильно.

Гешель. Когда человек находится в самом глубоком кризисе, только тогда он понимает первый раз в жизни своё настоящее положение. Тогда только он сознаёт, что его желание положиться на себя самого бессмысленно. Отчаяние, потеря надежды, заставляет его в решающий момент сделать тшуву. Это то, что называется экзистенциальный момент.

РИ Т.е. то, что Кьеркегор называет экзистенциальным моментом, он же момент отчаяния – Гешель называет моментом тшувы. Очень интересно.

Гешель. В этот момент человек видит, что он банкрот, и видит насколько он беспомощный. Кьеркегор подчёркивает индивидуализм, и отталкивает социальную религию. В разгар этого кризиса, в экзистенциальный момент тшувы, человек один. Но человек боится взглянуть на своё «я», на свою самость, и он убегает в общину. Кьеркегор противник национальной религии. Путь религии не ведёт к пониманию, к Б-гу. В глазах человека Б-г воспринимается всегда как парадокс.

РИ Т.е. разум запутывается в массе противоречий.

Гешель. Все религиозные истины парадоксальны. Совесть, грех, вера – это всё парадоксы. Религия не рациональна. Вера не означает постоянной уверенности, но вера находится в постоянной борьбе и страдании, дающая душе передышку в разгаре битвы.

РИ Вера – это передышка в разгаре битвы.

Гешель. Современный человек думает, что истина – это то, что принято широкой общиной. Кьеркегор говорит, что истина – это то, что истинно в глазах Б-га. Человек – это ложь, Б-г – это истина, и поэтому между ними распростёрта пропасть. Б-г выше разума. Для религии доказательства разума ничего не доказывают. Этика, которая пытается соответствовать интересам общества, не имеет никакого отношения к религии. Современный человек стоит перед толпой, религиозный человек стоит перед Б-гом. Следует отказаться от измерений человеческих мер. Т.е. религия является абсолютная позиция миру.

РИ Как я понимаю, до сих пор это излагается позиция Кьеркегора.

Гешель. Кьеркегор также как реб Мендел Коцкер, видит трагическое напряжение, которое существует в жизни каждого человека, напряжение между идеалом и между реальностью, между тем, что человек хочет и тем, что он есть. Большинство людей удовлетворяются смутными или сомнительными компромиссами. Или даже они не чувствуют, что они поклоняются многим богам, как их дела представляют собой клубок противоречивых намерений. Они пытаются жить по принципу: и это, и это. Кьеркегор и Коцк ненавидят компромиссы, они считают: или, или. Для них обоих основная проблема – это индивидуум, в его подходе, в его стремлениях, то, что у него внутри. Оба они хотят изменить человека целиком. Также по своему характеру Кьеркегор и ребе из Коцка были похожи. Оба они были склонны к меланхолии, оба они старались уединяться от общества, от людей. Кьеркегор отвергает систему Гегеля. Он говорит, что Б-г имманентен природе, что Б-г – это процесс, раскрывающийся в человеческой истории. Б-г находится в разуме, и он выражается в истории человеческой мысли. Религия и философия – это близкие родственники. Оба они стремятся достичь абсолютное. Религиозная жизнь — это нечто, соответствующее… структуре разума.

РИ Не очень понятно. А, до сих пор это были идеи Гегеля.

Гешель. Кьеркегор отталкивает отвергает идею, что можно найти Б-га в природе, внутри истории или в человеческом разуме. Он говорит: Его там нет. Он говорит, что пропасть распростёрта между Б-гом и миром, ибо человек – это сама ложь. Он подчёркивает индивидуализм и отвергает идею о том, что религия требует прежде всего социального действия.

РИ Сильное утверждение. Он говорит: религия – это не социальное действие. Кто ещё об этом говорил в последних поколениях? Не знаю, известно вам это имя или нет. Был такой Ишаяу Лейбович, тоже достаточно противоречивая фигура, который говорит, что те, кто сводит религию к социальным, они не понимают, что такое религия. Может надо найти какую-то его книжку почитать, для разнообразия. Ультралевый, но при этом блестящий философ. Он говорит: религия не сводится к её социальным функциям, а Б-г не раскрывается в истории и разуме, потому что человек – это ложь, а Б-г – это истина.

Гешель. Человеческой трагедии есть только одно лекарство – человек должен отделиться от общества. Человек должен выйти из рамок человечности, и он должен стать сверхчеловеком. И этот сверхчеловек должен находиться постоянно во внутреннем напряжении, бороться с собственными наклонностями и так прийти к каким-то нечеловеческим постижениям, а именно к постижению Б-га. Крайний пессимизм его не заканчивается отчаянием, но воинствующим индивидуализмом и теологическим радикализмом.

РИ Интересная картина.

Гешель. Меджибож и Коцк. Как можно объяснить быстрое распространение хасидизма? Что было в нём, что было в силе притяжения Балл Шем Това, что буквально за несколько десятков лет это привлекло к нему и простых людей, и самых выдающихся людей. Другие мудрецы Израиля, как Рамбам и Ари, не достигли этого. У Баал Шем Това была фантастическая популярность. Известный мудрец ответил на этот вопрос с помощью притчи. В одной стране народ хотел выбрать себе царя. Услышали люди, что в каком-то месте, в какой-то далёкой стране есть человек очень уважаемый, у которого есть все достоинства: красивый, добрый, богатый, благородный. Совершенный человек. Нет никого, кто больше бы подходил быть царём. Но народ не мог пойти увидеть его, потому что это далеко. Но один раз пришёл человек, который его видел и рассказал о нём. И это воодушевило несколько человек, но большинство народа не отреагировало. Пришёл другой и рассказал про другого кандидата. Про него рассказал ещё больше всяких достоинств, и народ тоже не отреагировал. Пришёл третий и привёл самого царя к народу, и тогда народ его принял единогласно.

РИ Что значит этот машаль? По-видимому, что Баал Шем Тов привёл самого царя.

Гешель. После смерти Баал Шем Това его свет начал сиять ещё сильнее. В течении нескольких поколений его воздействие зажгло сердца многих очень талантливых людей. И они зажгли сердца народа новыми постижениями. И видеть святого еврея и не поверить в Б-га было невозможно.

РИ  Иуди Кадош (святой еврей) – это был такой праведник, так его звали.

Гешель. Таким святым евреем был ребе из Коцка.

РИ Т.е. посмотреть на него было достаточно, чтобы поверить в Б-га.

Гешель. На первый взгляд ребе из Коцка был очередным звеном в цепочке, которая началась в Меджибоже. Но он никогда не был подражателем, и также никогда не был консерватором. В течении своей жизни он принимал на себя обычаи и мнения Баал Шем Това, и говорил про Балл Шем Това с большим уважением. Баал Шем Тов пришёл, чтобы исправить слова пророка: «И стал страх их передо Мной привычкой». Служение Всевышнему Баал Шем Това распространилось из Подолии в Волынь, потом в Галицию, оттуда в Польшу. И это стоило того, чтобы приблизить польских евреев к хасидизму. Но Коцкий ребе совсем не ощущал себя связанным хасидской традицией. Коцк был переворотом, революцией в хасидской истории. Это новая система совершенно.

РИ Т.е. это вроде бы в рамках хасидизма, но Гешель говорит, что это что-то совершенно новое.

Гешель. С многих точек зрения Коцк – это противоположность Меджибожа.

РИ Меджибож – это Баал Шем Тов.

Гешель. Как говорилось выше, очень много общих основ у Меджибожа и у Коцка. Но есть какие-то вещи, где их пути расходятся. Давайте сначала обратим внимание на их различия. Ясно, что Коцкий ребе не видел себя наследником Меджибожа. Реб Мендел из Витебска пишет в одной из своих книг, что человек как Балл Шем Тов – не был и больше не будет. Но про ребе из Коцка говорят, что когда он ещё был в Пшисхи, т.е. у своего учителя – уже на него жаловались. Ему говорили: «Ты хочешь быть таким же большим как Балл Шем Тов?» Ребе из Коцка отвечал: «Да. А что, Баал Шем Тов заклинал нас, что не будет больше никого больше него?» А однажды он сказал: «Внутри меня есть всё. Я суббота». Так говорил Коцкий ребе о себе. В душе считал, что Коцкер велик, как Баал Шем Тов. До Пшисхи все остальные праведники —  они только объясняли хасидут Баал Шем Това. От Пшисхи и дальше все объясняют хасидут Пшисха. В Коцке сидели сотни молодых людей и каждый из них мог достичь ступени Баал Шем Това. Но дурной глаз, который появился на них из-за того, что они были такие великие – это то, что им помешало. Когда в Варшаву пришло известие, что реб Мендел очень болен, рав Ицхак Меир начал перечислять его великие достоинства, что такого приверженца истины невозможно больше найти, и я думаю, что он велик, как Баал Шем Тов. Хасиды, они по природе возвышают своего ребе до Небес. Но ребе из Коцка был один единственный, которого сравнивали с Баал Шем Товом. Говорят, что хасиды из Коцка не тратили время, чтобы смотреть на другие хасидские книги. Единственное – рабби Нахман из Бреслава был исключением. Реб Ицхак Меир, ученик реб Мендела, говорил: «Я никогда не смотрел ни в одну хасидскую книгу, потому что эти книги написаны для своего поколения, а не для будущих поколений. Кроме книг ребе из Люблина, которую я читал очень внимательно, каждое слово там – это отдельная книга. Книга полная подчинения и радости. Ребе таким был, и книга у него такая. Я бы мог сказать, что ребе из Люблина – каждое его слово это была вся Тора». Меджибож считали, что врата святости открыты. Легко быть прямым, легко делать мицвот. Коцк считал, что пропасть лежит между человеком и Б-гом, что наглость – это упоминать имя Б-га нашими нечистыми устами, что человек должен сначала очистить себя, перед тем, как делать мицву. Сказано: «И положите Мои слова на ваше сердце». Почему не написано «в», «в ваше сердце»? Ответ: требовать, чтобы истина была глубоко в сердце – это преувеличение. Есть ли такое сердце, которое может нести истину внутри себя? И ещё: каким образом истина может проникнуть в сердца, когда сердца закрыты, замкнуты? Тогда есть другой вариант: пусть истина лежит, как камень на сердце. Есть моменты, когда сердце открывается, и тогда истина может войти внутрь сердца. Нет человека, у которого бы сердце не открывалось хотя бы один раз. Ежедневно мы просим в своих молитвах: «Открой моё сердце в Твоей Торе». Если мы просим со всем сердцем, со всей душой, то Всевышний поможет. Когда эти слова лежат на сердце, они попадают внутрь. Человек меняется: он знает, что он должен делать, он знает, что он должен исправить. И тогда эти слова распространяются по всем органам. Великое достижение Баал Шем Това выражалось не только в том, что он сформировал, сформулировал новые идеи и открыл новые духовные постижения. Он также создал два новых типа людей, два новых образа — ребе и хасида. С этой точки зрения реб Мендел был верен пути Баал Шем Това. Реб Мендел взял на себя ответственность быть ребе, он вёл себя как ребе, и относился к своим ученикам, как к хасидам. Несмотря на то, что реб Мендел из Коцка отличался от других цадиким, и его хасиды вели себя иначе, чем другие хасиды, тем не менее, это всё относилось к движению, которое создал Баал Шем Тов.

РИ Остановимся здесь? Человек лжёт, человек полон лжи, дворец его стоит на могиле истины. Между человеком и Б-гом лежит пропасть, человек эгоист. С другой стороны, Коцкого интересует только исправление индивидуума, а не толпы. Б-га человек постигает только через отчаяние. Очень похоже на то, что мы говорили у Цейтлина. Это конечно очень сильный парадокс, потому что мы всегда считаем, что можно постичь Всевышнего из радости, мы всегда пытаемся убежать от отчаяния. Он говорит: нет, когда отчаяние разбивает твою душу – это момент, когда ты постигаешь Б-га. Вот такая система. Он говорит это очень похоже на Кьеркегора. Кьеркегора я не читал, поэтому вот знакомлюсь через Гешеля.

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий