Письма Ребе о недопустимости отчаяния и упадка духа в борьбе с дурным началом

И несмотря на стиль Вашего письма и его содержание, и еще более – несмотря на то, что это положение повторяется почти в каждом письме от Вас, я не потерял, не дай Б-г, надежды, что, в конце концов, Вы не только увидите добро в жизни, включая также Вашу собственную жизнь, но что это видение раскроется в сердечном чувстве, и особенно – с точки зрения учения хасидизма, что в нашем мире все перемешано – добро и зло, и на человека возложен выбор – что подчеркивать и о чем задумываться, и чем интересоваться, ибо в жизни каждого и каждого есть два пути, видеть благо, окружающее его, или т.д.

И нас учит история, которую рассказывают Хазал, что первый человек, Адам, еще перед тем, как он был изгнан из ган эйден, жаловался на свою жизнь, а сыны и дочери Израиля, находившиеся в германских концлагерях и в самую страшную эпоху, да спасет Вс-вышний, благословляли утренние благословения, благодаря и благословляя творца мира и его руководителя, и ведь, в конце концов, каждый и каждый находится где-то посередине между этими крайностями[1].

Ребе работает здесь «ганенет» (воспитательницей детского сада)… Что Ребе, фактически, говорит, своему корреспонденту? Научись правильно считать, и твоя жизнь изменится совершенно!

Вот еще одно письмо:

когда человек, которому Вс-вышний послал супругу, и благословил их детьми – да будут они живы и здоровы – говорит, что «он не видел ничего хорошего в своей жизни»? — это самая ужасная неблагодарность, какая только может быть!

И ведь сотни и тысячи людей молятся каждый день, чтобы Вс-вышний благословил их детьми, и отдали бы все, что у них есть, ради единственного сына или единственной дочери, и все еще не удостоились этого – да благословит их Вс-вышний и да исполнит просьбы их сердца в скором времени и к добру –

А Вы, получивший это благословение, и, по-видимому, без особых молитв об этом, не признаете богатства и счастья, которые заключены в этом, и снова повторяете в своем письме то, о чем говорилось выше![2]

И таких писем – множество!

Есть несколько очень интересных писем Ребе, показывающих, как нужно относиться к различным посылам дурного начала, и как распознать, что это, в сущности, дурное начало:

Вот одно из последних встретившихся мне писем[3]:

Известно, что одно из ухищрений дурного начала – это ввести человека в состояние крайней униженности, говоря ему: у тебя нет практически никаких шансов преуспеть в Торе и ее заповедях, ведь смотри, что произошло в такой-то день, и что было в такую-то ночь… И когда оно видит, что данный посыл принимается — начинает уговаривать человека, что раз так или иначе он не добьется успеха, зачем тогда прилагать усилия, не дай Б-г.

И поскольку вышеуказанное – это одно из классических ухищрений дурного начала – ясно, что не следует слушать его вообще.

Еще письмо (о недопустимости депрессии и отчаяния) [4]:

… Вы пишете, что поскольку положение еврейства в Вашем городе и в окружающих городах не хорошо, поэтому Вы …. находитесь в депрессии!

Вы считаете, что это способ и путь исправить положение?

Вы, несомненно, знаете, что Алтер Ребе пишет в Тании — гл. 26, что наоборот, через ацвус становятся только слабее в войне, которую каждый должен вести со своим собственным йецер hо-ро, и вообще — со злом, которое есть в мире. И если вы видите, что враг усиливается, хас ве-шолом, Вы должны быть со своей стороны еще энергичнее, и искать еще пути и способы, как победить его…

Еще[5]:

В ответ на Ваше письмо – без указания даты – в котором Вы пишете о том, что произошло с Вами, и внутренний смысл этого – что во внутренней войне с дурным началом, которая есть у каждого из Израиля, до сих пор Вы не преуспели в этом, и споткнулись в нескольких вопросах.

И вот, ясно, что каждому из Израиля даны достаточные силы, чтобы победить в этой войне, хотя иногда, и как это в материальной войне, один падает, а другой поднимается, а иногда наоборот, но в конечном счете, победа обеспечена, и как сказано «левилти нидах мимену нидох», и упадок духа и отчаяние – это из арсенала дурного начала, чтобы поймать человека в свое распоряжение и в свои сети

Еще письмо (если я правильно помню, обращенное к бывшему наркоману или любителю алкоголя):[6]

И известны слова Хазал в подобных вопросах, что человек не должен падать духом, если он не выдержал испытания и споткнулся, не дай Б-г, и тем более, что он не должен впадать в отчаяние, хас вешолом, в своей войне с дурным началом, ибо наоборот, отчаяние и упадок духа – это одно из видов оружия и тактики войны дурного начала, которое говорит человеку – еврею, близкому к Вс-вышнему, и «вы названы «адам»» – каждый из которых назван сыном Авраама, Ицхака и Яакова, что бесполезно воевать с ним, поскольку не преуспел хас вешолом и т.д.. И наоборот, если он споткнулся и видит, как плох и горек провал, что это не только против воли Творца, дарующего Тору и заповедующего заповедь, но это также приводит разрушение в его физической жизни, жизни в этом мире, и посредством этого добавится в нем новые силы и твердость в вышеупомянутой войне..

***

… так или иначе, ясно, что не следует падать духом хас ве-шолом, из за того, что встречаются препятствия на жизненном пути, и не все дается готовым, и требуется труд и усилия, и очень часто очень большие усилия, ибо таков порядок этого нашего мира, и как это знает каждый и каждый в отношении самого себя, но только, что из-за незнания в деталях о том, что происходит у другого, иногда он думает, что он — исключение, в том, что его путь по жизни не совсем легок, и мы видим, что именно эти испытания и препятствия укрепляют человека и делают его способным идти более уверенно по своему пути в жизни…[7]

***

В ответ на Ваше письмо, в котором Вы пишете, что видите благословение в учебе, но в отношении исправления известного вопроса Вам кажется, что нет улучшения.

И вот, «какое тебе дело до тайн Вс-вышнего», и человеку следует делать то, что возложено на него, и в особенности, что невозможно, чтобы не было улучшения, и это только ухищрения дурного начала, чтобы унизить человека и заставить его пасть духом, чтобы помешать ему продвигаться вперед в служении Вс-вышнему. И см. также в Тании гл. 29 и далее.

И так или иначе, Вам следует приложить усилия, чтобы совершенно отвлечься от этого вопроса, и даже от его исправления, насколько это возможно, и постараться увеличить Ваше влияние на других, чтобы приблизить их к Торе и заповедям, и посредством этого добавляется в благословении Вс-вышнего в собственном продвижении, и мера Вс-вышнего – мера за меру, но несколько раз так.[8]

***

…в соответствии с тем, что объясняется в нескольких местах в ДАХ, что для того, чтобы семя, посеянное в земле, произрастило урожай и дерево, делающее плоды, оно должно сначала сгнить, т.е., уничтожение предшествующего существования, и тогда оно произращивает больше и больше. Но – о чем идет речь? Когда это гниение благословенно? – Когда это происходит в земле, пригодной к посеву и росту, и он подготавливает эту землю к посеву и росту, и орошает ее и т.д., но если он положит семя на стол и будет гноить его, то не только, что не будет из этого никакой пользы и роста, но наоборот – он потеряет также это семя.[9]

***

В ответ на Ваше письмо от 28 тамуза, в котором Вы пишете, что после полу­чения моего письма Вы пробудились и некоторое время находились в пробу­ждении в изучении Торы, в молитве и в поведении, но впоследствии это ос­лабло, и с тех пор у Вас чередуются периоды подъема и опускания, и само собой, отчаяние побеждает Вас и т.д.

Я уже писал нескольким молодым людям, которые находятся в таком поло­жении, что об этом говорится в святой книге Тания, и в том числе также в гл. 27 и далее, и, в общем, отчаяние и просить чудес именно в войне с дурным началом и т.д. — это только соблазны дурного начала и его подстрекательство, и как и со всеми другими орудиями дурного начала, самое лучшее — это изна­чально не вступать с ним в переговоры, но укрепиться в трех столпах Торы, молитвы (и исполнения заповедей в т.ч. вообще) и добрых делах в изобилии и с энергичностью, и тогда нам обещано, что тьма уменьшается и отталкивает­ся, и жаль времени, которое напрасно тратится на дискуссии в этом, и когда Вы используете также свою способность воздействия на тех, кто моложе Вас, чтобы приблизить также них к служению Вс-вышнему, то увеличится также у Вас помощь Свыше[10].

***

Всякое пробуждение — в начале — это в основном свет, и само собой, находятся в воодушевлении и действуют с большой энергией и энтузиазмом. Но его цель — чтобы оно реализовалось в ежедневном практическом действии, т.е., «облачить свет в сосуды», и поэтому необходимо, чтобы воодушевление сокрылось, и не ощущался в такой степени энтузиазм, — но — практическое действие, и это — цель. И не слушайте соблазны дурного начала, что вышесказанное должно привести Вас к депрессии, не дай Б-г. Но нужно работать упорядоченно, «свет в широких сосудах» именно. И порядок в Святости — «понемногу изгоню его», как в изучении Торы, так и в исполнении заповедей (и из них — любовь к ближнему), и не за один раз, или прыжком [за исключением особых случаев]

И для всего этого необходимо — здоровое тело, и поэтому Вы должны вести себя в соответствии с этим в еде, питье, сне и т.д.[11]

***

В ответ на Ваше письмо от 27 ияра, в котором Вы пишете по поводу трудностей, которые Вы встречаете в служении Вс-вышнему, и что пробуждение, которое происходит у вас иногда, не всегда находит свое выражение в практическом действии, и т.д., и вы просите, чтобы Вас научили, как вести себя в определенных вещах, и что со стороны здоровья тела Вы можете принять на себя все.

И вот, я уже писал несколько раз и нескольким спрашивающим подобно этому, что служение человека Вс-вышнему не должно быть основано на чудесах и на том, чтобы показывать «фокусы» (и только в порядке исключения есть такие вещи) и это не есть правильный путь и это не путь для каждого, и тем более — мощеная дорога, дорога для многих, и тем более – широкий путь, и как объясняют РаЗаЛ в подобном вопросе (Бава Батра стр. 100, 2), и не следует обманываться и искать кривые пути, что невозможно быть уверенным, куда они приведут.

И общее указание в вышеуказанном вопросе, в соответствии с тем, что говорится в Тании гл. 27, «и поэтому пусть не человек не падает духом…», и следует отметить, что в нашу эпоху, когда ослабли поколения, аспекты постов и самоистязаний — это не есть проложенная дорога для всех, но только в самых особенных случаях, и тем более, молодой человек, который учится в ешиве, что основная его задача — изучение Торы, известно высказывание РаЗаЛ в подобном случае, когда он постится и т.д., и Вам следует время от времени советоваться с Вашим машпиа[3], и Вы должны твердо помнить то, что сказано «понемногу изгоню его» по поводу захвата Эрец Исроэл в материальности, и подобно этому — в захвате Эрец Исроэл в духовности, и да пошлет Вс-вышний Вам успех.[12]


[1] Игрот кодеш, т. 20, 7486

[2] Игрот кодеш, т. 12, 4090

[3] Игрот Кодеш, т. 14, 5011

[4] Игрот Кодеш 3, 515

[5] Т. 10, 3354

[6] Т. 22, 8320

[7] Т. 16, 5949

[8] Т. 12, 4247

[9] Т. 12, 4108

[10] Т. 11, 3696

[11] Т. 11, 3573

[12] Т. 11, 3529

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий