«Дискретность» хаоса и «непрерывность» тикун

На одном из последних фарбренгенов в Иерусалиме – в ешиве учеников рава Гинзбурга в прошлый четверг – я стал свидетелем интересной дискуссии, которую я хочу попытаться здесь воспроизвести.

Кроме того, что порадовал сам факт такой дискуссии на фарбренгене — приятно видеть «бет мидраш» – учеников, обсуждающих и дискутирующих о содержании последнего урока и т.д. – мне кажется, у этой дискуссии есть интересное развитие, которое я постараюсь здесь изложить.

Дискуссия шла по двум направлениям. Первое: есть ли на самом деле «хидуш» в служении Вс-вышнему в каждом поколении, или же просто из-за «опускания поколений» какие то вещи, являвшиеся совершенно очевидными для прошлого поколения – требуют объяснения в следующем.

Скажем, когда Алтер Ребе подчеркивает в Тании важность любви и страха перед Вс-вышним – это не значит, что в предшествующих поколениях это было не важно. Просто в предыдущих поколениях это было «само собой разумеется», а в последующих это требует большой работы и особого акцентирования.

Или же – по мнению второго участника этой интересной дискуссии – у каждого поколения есть своя работа, и делать работу прошлого поколения – это настоящая «авода зара» (хотя бы и в тонком смысле).

Первое, о чем я подумал, прислушавшись к их дискуссии: один из участников, назовем его Йегуда, явно религиозен с детства. Для него основное в иудаизме – это «непрерывность». Каждое поколение, по сути, делает то же, что и предыдущее, но требуется больше «букв» чтобы это объяснить.

Второй – назовем его Эфраим — типичный «баал тшува», что для него главное? Для него главное это «хидуш» – то новое, тот новый свет, который открывается в каждом последующем поколении.

Это очень хорошо ложится на известную хасидскую теорию (приводимую в сихот и маамарим Ребе), что в служении «цадиким» (религиозных с детства) нет настоящего «хидуш», настоящего обновления. Сказано «с кем посоветовался (Вс-вышний, когда творил мир) – с душами праведников». Следовательно, «души праведников» – объясняет Ребе – уже были заложены в намерение сотворения мира. Из этого Ребе делает парадоксальный вывод, что настоящего «хидуша» в их служении нет – они «всего лишь» исполняют свое изначальное предназначение. Где есть настоящий «хидуш»? – В служении «баал тшув». «Баал тшува» – это выше даже чем намерение сотворения мира, и именно в его служении есть настоящий «хидуш» – так объясняет Ребе в одной из сихот.

Было интересно заметить, что в данной дискуссии религиозный с детства Йегуда подчеркивает «непрерывность» традиции, а вернувшийся к религии Эфраим – ее обновление в каждом поколении. Можно лишь сделать вывод, что ученики рава Гинзбурга служат Вс-вышнему каждый в соответствии с корнем своей души, не пытаясь делать «чужую работу» – даже в святости.

Можно сказать, что «цадик» находится в «непрерывном» пространстве-времени, а «баал тшува», испытавший «разрыв» пространственно-временных связей – выходит на уровень ощущения «дискретности» пространства-времени, пространственно-временной «точки», выше кажущейся непрерывности пространства-времени. [Отсюда ясно, что основная работа «баал тшувы» – это восстановить «непрерывность» пространства времени. В некотором смысле мир «хаоса» (выше мира тикун) – это мир «точек», мир дискретности, а мир «тикун» – это мир непрерывности. Баал тшува находится в мире дискретности, и его работа – опуститься в мир непрерывности. «Цадик», в более широком смысле – человек религиозный с детства – напротив, находится изначально в «непрерывном» мире («тикун») и его задача – подняться в мир «хаоса».

(продолжение следует)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий