«Распил» и поворот лицом к лицу в отношении человека к самому себе

В замечательном отрывке из рава Шагара объясняются понятия «распила» (несира) и «возвращения лица к лицу» в отношениях между мужчиной и женщиной, и также – в высших сфирот.

Сама идея «лицом к лицу» и «спиной к спине», понятно, не нова, и широко известна в хасидуте, но мне кажется, что рав Шагар привносит некий новый взгляд в, кажется, известный вопрос.

Мне кажется интересным попробовать спроецировать подход рава Шагара на отношение челвоека к самому себе, ибо, как говорит рав Кук, «если нет «я», то нет «он» и тем более, что нет «ты»» – человек, который не в ладу с самим собой – не способен полноценно контактировать с другим человеком, и тем более – с Вс-вышним. Поэтому, в первую очередь, требуется вернуть «лицом к лицу» человека в отношении к себе самому.

Особенно это актуально в отношении баал тшув – как пишет рав Кук, что «баал тшува полон страха, что он уже совсем погиб». Баал тшува пытается исполнить «счастлив человек, боящийся постоянно» (как говорится в известном отрывке из Гитин про «Камцу и бар Камцу»). И – он начинает учиться «бояться постоянно»: бояться своих мыслей, бояться своих побуждений, бояться своих способностей и наклонностей, бояться выражать свои эмоции, бояться любить и бояться ненавидеть.

Если у него есть еще мозги – то к этим страхам обязательно добавится страх от «сомнений в вере», приходящих ему в голову. Если к тому же это чевловек совестливый и мнительный, с заниженной самооценкой – он обязательно будет мучиться угрызениями совести за «грехи молодости» и т.п. Он видит в этих сомнениях наказание Свыше, следствие своих грехов – что угодно.

Он будет видеть в отношении окружащих к себе также наказание Свыше. Если это к тому же хабадник – то, понятно, к этим страхам добавляется также боязнь «отклониться от линии партии» – неправильно понять мнение Ребе, не дай Б-г, или, упаси Б-же, выразить сомнение в его (Ребе) вечной жизни.

Сказать одним словом, такой баал тшува загоняет себя в совершенно безвыходный эмоциональный и интеллектуальный тупик, и он постоянно пребывает в глубокой травме. Он повернут «спиной» к самому себе.

С чего начинается – если начинается – его освобождение и выздоровление? С «не надо люди бояться». Я впервые услышал эту фразу (после Галича, понятно…) от рава Гинзбурга года два назад. Возвращаясь назад, возможно, это самое главное, что я от него выучил. «ал-пахад» – так говорил рав Гинзбург несколько уроков подряд – и это запало мне в душу. Не бойся! – рабби нахмановское «ло лефахед клаль» обрело в устах рава актуальность и значимость. Человек, который боится – он обязательно врет. Врет себе, врет окружающим, рисует себе некий ложный имидж, ибо боится показаться смешным в своем настоящем виде. Он носит «маску» которую он не снимает даже в Пурим…

О какой семейной жизни можно говорить с человеком «в маске»? «Он в своей одежде и она в своей одежде» – эта известная мишна прекрасно ложится в данное рассмотрение. «Он в одежде» – в своей маске, в своем «хитоне», «она в одежде» – понятно, что также его «помощь напротив него» а за ней – и остальные члены семьи – все дружно надевают маски, и стараются, чтобы, не дай Б-г, за этой маской не проявились их истинное лицо, их истинные мысли и эмоции.

Как выйти из этого замкнутого круга? – ответ, который дает рав Гинзбург – перестать бояться. Ответ рава Шагара – обрести внутреннюю свободу и самостоятельность. Произвести некий «распил» внутри самого себя. «Отпилить» слишком жесткую связь и зависимость души и тела, «ослабить узду» по выражению Баал Шем Това. Тело должно стать достаточно смелым, чтобы открыто заявить о своих здоровых потребностях, и также душа должна освободиться от страха, и научиться говорить своим голосом. Несомненно, «распил» также относится к отношению человека к своим грехам. Уже в Тании говорится «И грех мой вдали от меня постоянно», и подчеркивается «вдали», не вблизи. Где-то на горизонте подсознания можно оставить мысль о грехе и упущенных возможностях. Но сознание должно быть полно бодрости и смелости, внутренней свободы и дерзости. Возможно, в этом смысл каббалистического понятия «несира» и «поворота лицом к лицу» в отношении человека к самому себе.

Понятно, что перестать бояться и обрести самостоятельность — это тоже процесс. Я не знаю, можно ли начертить полную «карту» этого процесса, но, на мой взгляд, процесс избавления от страха и обретения самостоятельности начинается, прежде всего с освобождения от интеллектуального страха и интеллектуальной самостоятельности — от страха самостоятельно мыслить и прийти к «неверным» выводам, от страха допустить «ошибку в расчетах». Праздники тишрей содержат в себе призыв: оторвись, наконец, уже от инфантильной зависимости от своего рава, от своего машпиа, от своего Ребе (то, как ты представляешь его себе — ты ведь загнал его в «игрот», загнал его в «огель», ты же выхолостил и высушил живой источник хасидизма, чтобы, не дай Б-г, не допустить ошибки или греховного сомнения…). Начни говорить своим голосом, прежде всего — голосом своего разума. Не бойся, что тебя обвинят в «отсутствии битуль», войне против Хабада, отсутствии «связи с Ребе» и проч. Ни фига они не понимают, эти обвинители. Вся их связь с Ребе — это «ахор бе-ахор» — иначе бы они никого не обвиняли (как отмечает рав Шагар в вышеупомянутой статье, что связь «ахор беахор» — характеризуется «судом» — стремлением судить и осуждать. Тот, кто судит и осуждает — себя ли, окружающих ли — тот, кому кажется, что только он познал истинный смысл «связи с Ребе», а все остальные — г…но — он точно связан с Ребе только своей спиной…)

Если в этом — смысл праздников тишрей — то, вероятно, это время, когда даются человеку особые силы, чтобы «распилить» и выстроить себя заново в соотвествии с миром «тикун», достигнув настоящего исправления — мира и гармонии с самим собой, со своими близкими, и с окружающим его миром

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

1 комментарий к “«Распил» и поворот лицом к лицу в отношении человека к самому себе”

  1. Ну спасибо хоть, что не матом. Духовные искания конечно могут быть вещью хорошей, но в этой статье по отношению к хабаду даже ахор бе ахор нету

    Ответить

Оставьте комментарий