19 октября 2021 Рав Фруман. Тора это не крест, который нужно нести на себе

РФ Что такое быть религиозным? Религиозность – это глубина. Быть религиозным – это быть глубоким. То, что глубоко – религиозно. Есть такой писатель Амос Оз. Он сказал много лет назад: «Тебе, Менахем, я могу сказать, что мои книги – это религиозная литература.»

РИ Амос Оз – это суперсветский писатель, но каким-то образом у него были, по-видимому, дружеские отношения с равом Фруманом. И он сказал: «Тебе, Менахем, я скажу, что на самом деле я пишу религиозную литературу.»

РФ Я не знаю прав он или нет относительно своих книг, но в этом вся суть. Глубина – это сама суть Б-жественности.

РИ Какой вывод? Что если человек кричит: «Я верю, я верю, я верю!», то никакой веры в этом нет. Это понятно? Чем громче ты кричишь, что ты веришь… не знаю, в Б-га, в Ребе, в Новый Завет, в Старый Завет… чем больше ты кричишь, тем меньше там веры. Почему? Потому что вера – это глубина.

РФ И поэтому я чувствую в Кафке больше вкуса религиозности, чем во многих раввинских книгах.

РИ Глубина – это сложность, глубина – это не искать простых ответов. На первый взгляд, это противоречит идее веры. Может быть и противоречит, не знаю, можно подумать.

РФ Один раз, когда я ещё был молодой, я поехал на свадьбу, а по дороге читал Танахическую энциклопедию, которая вся супер не кошерная книжка, профессора из университетов её составили. Один рав увидел это и удивился: как ты можешь читать такие книжки? Я ему сказал: я вижу в этой книжке большую религиозную глубину.

РИ Вот у меня приходит ответ один в один, когда я читаю Новый Завет, и у меня спрашивают: как он может это делать? Вот ответ: я вижу в этой книге большую религиозную глубину. Так понятно?

РФ Это было когда-то. Тогда у меня была сила разрешить, а сегодня я уже не могу.

РИ Так говорит рав Фруман.

РФ История в стиле дзен. Человек приходит к учителю, и говорит, что он хочет у него учиться. Что говорит учитель, чему он учит? Стрелять из лука. Сколько времени? Десять лет. Если ты очень постараешься, не как эти ребята в ешиве, которые немножко учатся, немножко пляшут, немножко спят. А если я очень твёрдо сосредоточусь – 20 лет. Есть вещи, которые можно выучить только из ширины знания.

РИ Широта знания – говорит рав Фруман. Я не очень понял, что это дзенская история объясняет, но не важно.

РФ Много лет назад я прошёл через тяжёлую аварию. Мы возвращались поздно вечером с урока в Иерусалиме, водитель заснул, и, так сказать, воткнулся в стену. Водитель погиб, моя жена потеряла сознание, у меня поломалось несколько рёбер. Палестинцы отправляли нас в больницу, каждый вздох причинял мне боль. Были такие моменты, что я хотел свети счёты с жизнью. Я помню один момент, я пробудился после одной из операций. Я лежал на кровати, мой друг Иуда Либис пришёл, я не мог говорить, из-за того, что весь был покрыт трубками, с трудом я мог дышать. И тогда я молился мысленно, когда он шептал в ухо слова молитвы. Я помню этот момент, как что-то очень красивое. «Черна я и красива».

РИ Вот такое воспоминание. Рав Фруман после аварии, всё болит, но он чувствует это как один из самых прекрасных моментов в своей жизни.

РФ Также как и самая чёрная ситуация – галут, есть какие-то моменты открытия, открытия Небесных полотен, есть чистота и цельность. Смысл жертвоприношений можно выучить по тому, что говорится по поводу Суккот. Каждый праздник приносится 70 быков, соответственно 70-ти народам мира. Восьмой день – это один бык, один народ, евреи, так сказать, наедине со Всевышним. Это жертвоприношение даёт дурному началу его долю, чтобы оно занималось этим, и позволит нам быть вместе со Всевышним.

РИ Ой-ёй-ёй, такие жестокие слова. Значит 70 быков – это дурному началу. Жуть какая. А Шмини Ацерет – это типа вот самый цимес.

РФ Как на свадьбе дают всем присутствующим попробовать еды, покушать, чтобы у жениха и невесты было время сидеть вместе Хедер Йихуд.

РИ Есть такой обычай, что жених и невеста должны провести какое-то время в уединении. Это часть религиозной процедуры. Пока гости кушают, они сидят вместе в какой-то комнатушке.

РФ На нашей свадьбе вообще говоря было не так. Мы делали свадьбу очень скромно, там были только пита и хумус, самая простая еда. В результате друзьям было нечего кушать, и они не дали нам долго оставаться в Хедер Йихуд, долго оставаться наедине. Интересный ворт.

РФ Один мой товарищ написал книжку о чудесах, которые происходили в Шестидневной войне. Но мне кажется, что то, что Ицхак Рабин сказал — «Это не было чудо», — они убеждают не меньше. Я не знаю кто прав, но поскольку я был там, было ощущение, что происходит что-то, незапланированное человеком.

РИ Он говорит: как участник Шестидневной войны, я что-то чувствовал, что что-то происходит там.

РФ Я друг того, кто был главнокомандующим, а потом военным министром Палестины. Он был другом Израиля, поэтому он сейчас на пенсии с тех пор, как хамасники командуют в Газе. Он религиозный человек действительно. Один раз он просил меня привезти ему книгу «Путеводитель заблудших» на арабском языке. Я мечтаю о времени, когда наш министр военных дел будет читать «Путеводитель заблудших», воспринимать жизнь легко, хлопать в ладоши, бежать, плясать. Уважаемый человек, который бежит – это трудно. Но если у него нет высокомерия, то ветер несёт его. Быть лёгким, тогда уходят от тебя обвинения.

РИ Т.е. когда человек лёгок на подъём – это снимает с него обвинения. Когда человек танцует и хлопает в ладоши – это снимает с него обвинения. Ну это конечно Браславская система.

РФ Ты думаешь: такой уважаемый человек как я, почему меня не посадили на соответствующее место в президиуме? Если ты будешь лёгким, у тебя не будет таких страданий и не будет обвинений.

РИ Т.е. лёгкость отношения к жизни снимает с человека обвинения. Очень интересно. Т.е. не заморачиваться, отпустить.

РФ Для этого идут к цадику.

РИ Вот это здорово. Для чего идут к Ребе? Чтобы приобрести лёгкость. Без Ребе ты тяжёлый, Ребе делает тебя лёгким. Какая прелесть.

РФ Для этого идут к цадику. Для того, чтобы быть несерьёзным.

РИ Это то, что цадик тебе даёт – лёгкость, освобождение от высокомерия, скромность.

РФ Не так, как такие люди как я

РИ Рав Фруман говорит о себе.

РФ Которые читают молитву Шма, и берут со всей серьёзностью то, что написано в Мишна Брура, и то, что написано в Шулхан Арух. Действительно написано, что чтение Шма требует намерение сердца. Что такое намерение сердца? Лёгкость. Лёгкость на сердце несёт, поднимает твою молитву Шма. Не так как те, которые берут тяжело и несут «крест» Торы.

РИ Слышите, что говорит рав Фруман? Не те, которые несут с тяжестью крест Торы. Прекрасно. Нести свой крест.

РФ Для них Тора – это что-то тяжёлое, крест, который надо нести.

РИ Какой ужас!!! Какой апикорес этот рав Фруман, да? Ужасный. Нельзя читать его книжки, не приведёт это ни к чему хорошему.

РФ Вот поэтому произошёл отход от религии.

РИ Неожиданно, да? Из-за того, что есть евреи, которые несут свой крест и в этом видят основу служения, из-за этого люди уходят из религии.

РФ Из-за того, что Тора превратилась в крест, который нужно нести, из-за этого большая часть народа оставила Тору. Что я должен делать? Танцевать с Торой, прыгать с Торой. Мне не хватает Пурим, это то, что задерживает моё служение Всевышнему. Уже много лет назад я предложил своей супруге ивритизировать своё имя, как это принято в Израиле: из Фрумана сделать Пурим. Вместо того, чтобы говорили, что рав Фруман встречался с Хамасом, с Арафатом и так далее, вместо этого скажут: рав Пурим, Пуримский раввин. Так это будет слышно совсем по-другому, и никто не возьмёт то, что я делаю, слишком серьёзно.

РИ Прекрасно.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий