1 октября 2021 Рав Кук. Спуск ради подъема

РК Из горечи придёт радость.

РИ Это книжка: Рав Кук, «Есть у тебя крылья духа».

РК В каждом подъёме всегда есть…

РИ Как бы это сказать… отсутствие, которое предшествует присутствию. Это как бы общий принцип: ничто предшествует нечто.

РК В каждом подъёме всегда есть ничто, предшествующее нечто. И оно выражается в качестве состояния падения или слабости духовной силы. И это предшествует усилению силы из более высокой ступени.

РИ Другими словами, перед тем, как подняться на новую ступень, человек должен упасть. И только через это падение… это может быть падение духовное, это может быть падение настроения и т.д. И через это падение человек может потом подняться.

РК Каждое падение – это подготовка следующего подъёма. Подъёмы и падения – они постоянны. Как в состоянии отдельного человека, так и в состоянии целого мира. И тем не менее, общее направление – это направление подъёма и исправления. И изменение состояния даже в самом большом падении – это примерно, как луна, которая увеличивается и уменьшается, или как море, которое, так сказать, приливы и отливы.

РИ Т.е. подъёмы и падения в человеческой жизни похожи на фазы луны или похожи на приливы и отливы моря.

РК Или это похоже на дыхание, которое возвращает жизнь каждому живому.

РИ Он говорит, есть внутреннее дыхание, которое возвращает жизнь, а есть внешнее дыхание, которое выталкивает жизнь.

РК Или как бодрствование и сон. Несмотря на то, что они выглядят противоположными, тем не менее, вместе они составляют целостность жизни.

РИ Давайте повторим ещё раз последнее. Подъёмы и падения постоянны в состоянии человека как индивидуума, так и мира в целом. И тем не менее общее направление движения – это подъём и исправление. А переменные состояния человека даже в самом большом падении – это примерно, как фазы луны, которая увеличивается или уменьшается; или как море, которое приливы и отливы; или как дыхание. Он говорит, что внутреннее дыхание притягивает жизнь, а внешнее как бы выталкивает воздух. Вдох и выдох, короче говоря. И бодрствование, и сон. И хотя это выглядит противоположностями, но вместе они создают цельную жизнь. Подобно всем этим примерам, также взлёты и падения, которые есть в жизни каждого человека. Т.е. человек не должен падать духом, когда он чувствует, что у него нет настроения, что-то не идёт и т.д. Это падение, предшествующее подъёму.

РК Эти духовные волны в душе каждого человека и также целого мира – это потому что, на самом деле всё стремится скоординировать себя с Эйн Соф, со светом Бесконечного. И в один момент светит этот свет, и жизнь распространяется, поскольку воля исполняется и человек чувствует сытость от того, что он чувствует соответствие бесконечному свету. И тогда радость наполняет всё во всех путях жизни и существования. А потом сразу приходит сознание, насколько это всё тьма, и насколько это лишено всякого смысла относительно Б-жественности.

РИ Т.е. оказывается, что все эти волны, все подъёмы и падения в жизни каждого человека – это отражение того, как это происходит наверху. Написано, что Всевышний «приходит и уходит». Есть такое понятие «биение сердца». Т.е. воздействие Всевышнего на этот мир похоже на биение сердца. И этот Б-жественный пульс, Б-жественный такт, который задаётся миру – он просто отражается в каждом человеке и обществе в целом. В целом он объясняет, как это выглядит, что сначала приходит Б-жественный свет и тогда человек чувствует наполненность, смысл и радость и т.д. И сразу после этого приходит осознание, что всё это тьма, и всё это лишено всякого смысла относительно самой Б-жественности.

РК И как бесконечная пропасть разделяет творение и Творца. И тогда человек чувствует, что он никогда не достигнет Б-жественности, и тогда всё это высыхает и опустошается.

РИ Т.е. приходит Б-жественный свет, и человек чувствует радость, но в следующий же момент он чувствует, что, на самом деле, он бесконечно далёк и это опустошает его изнутри. И это тоже пульс человеческой жизни. Т.е. человек не может быть постоянно в наполненном состоянии, он должен время от времени выдыхать, не только вдыхать.

РК И когда душа угнетена этим, из глубокого сознания насколько всё ничтожно, и насколько источник всего это всё, и насколько велик и силён Высший свет. И тогда Его ясный свет наполняет все области души. И тогда то огорчение, которое у человека есть, от того, что он не полон этим светом – это очищает его и расширяет границу и делает возможным соответствие бесконечному Б-жественному свету.

РИ Так или иначе, он говорит, что этот пульс жизни, подъёмы и падения – это не только внизу как луна или как прилив, или как ещё примеры, которые он приводит. Это, как говорится, природа мира даже на самом высоком уровне, что постоянно есть какие-то приливы и отливы даже в Б-жественном свете, который приходит в этот мир.

РК В результате человек поднимается всё выше и выше. И уверенность его души, и уверенность в победе его жизни становится всё сильнее. И тогда он поднимается всё выше и выше, пока он снова не постигает насколько он ничтожен. И он снова впадает в отчаяние и кризис, и снова возвращается дух и светит, и это постоянное движение вверх и вниз как молния.

РИ Алтер Ребе как-то сказал, за что он любит молодых людей – за то, что они, даже если падают в грязь, они поднимаются быстро и идут вперёд. Т.е. эти подъёмы и падения – это как бы природа жизни на самых разных уровнях, в самых разных ситуациях. И поэтому основная задача человека, мы учили это у рабби Нахмана – это очень хорошо знать законы подъёмов и падений и, как бы, не задерживаться ни там, ни там. Двигаться, не останавливаться. Т.е. вполне можно предположить, что крайние точки, мёртвые точки – это как бы самые опасные точки. Т.е. когда человек поднялся очень высоко – он может зазнаться, когда он опустился очень низко – он может, так сказать, впасть в отчаяние. Говорит рав Кук, что это природа жизни, это, как говорится, круговорот энергии в природе, это Б-жественный свет, который таким же образом приходит в этот мир. Беседер. После каждого подъёма есть падения, после каждого падения есть подъёмы.

РК Когда мы поднимаемся на высоту сознания, что наши силы, даже моральные кажутся нам провалом, мы после этого обновляемся в свете новой жизни и сиянии, которое светит ещё сильнее.

РИ Т.е. то, что человек в какой-то момент чувствует, что вся его жизнь сплошной провал, беседер. В следующий момент он будет чувствовать иначе, если он не задержится там слишком много.

РК Это подобно ангелам, которые сжигаются в огненной реке.

РИ Есть такая огненная река там где-то наверху.

РК И потом они возрождаются к жизни.

РИ Т.е. как бы цикл человеческой жизни – это сгорать и возрождаться заново.

РК В конечном счёте человек поднимается до бесконечности, и новый подъём приходит только после того, как разрушается старый подъём. И это самое высшее Б-жественное благо – сила милости.

РИ Есть такое выражение: «После пожара становятся богатым». После гвура приходит хесед.

РК Когда человек чувствует падение духа, или он чувствует, что сделал какую-то нравственную ошибку, пусть он скажет своему сердцу, что из глубины пропасти он должен извлечь драгоценные жемчужины, и снова подняться и обновить свои силы в силе и покое перед Вечным светом ещё в большей степени, чем раньше.

РИ Т.е. опять та же самая идея, что падения человека не должны сбивать его с толку слишком сильно.

РК И тоже самое относится к целому поколению, и к эпохам в мире вообще.

РИ Т.е. то, что рав Кук говорит, что он видит поколение, которое отходит от иудаизма – это временно, следующая волна приведёт их обратно.

РК Когда человек видит, что большая часть его духовности разрушилась, пусть он знает, что пришло время строить новое здание, более возвышенное, более крепкое и более красивое, чем то, что было сначала. И пусть он укрепляет себя, исправляя себя и свои пути по порядку, с силой в сердце и с чистым желанием, с сердцем полным силы и внутренней радости. Ибо Всевышний добр и справедлив, поэтому показывает грешникам путь, направляет смиренных по пути суда, и научит смиренных его путям. Пусть человек не боится падать, пусть он знает, что поднимется ещё выше. То, что добрые следы от Торы и богобоязненности исчезают от человека после того как он уже удостоился их – это для того, чтобы он искал новые выражения богобоязненности и Торы. И на самом деле это никуда не исчезает, это поднимается куда-то.

РИ Мы бы сказали наверное в подсознание, в бессознательное. Это место, как говорит рав Кук, оно приносит плоды, и наше сознание там не властвует, но это всё существует. Т.е. очень часто человек чувствует какой-то духовный подъём, и какая-то идея в Торе ему открывается, потом он чувствует, что это всё исчезает. Он говорит: во-первых, это не исчезает, во-вторых, это существует для того, чтобы человек открыл ещё какие-то новые вещи.

РК Получается то, что они стираются – это благо для человека, чтобы добавить ещё в Торе и богобоязненности. И поэтому в чернила, которыми пишут свиток Торы, в него нельзя добавлять канкантум.

РИ Я не знаю, что такое канкантум. Возможно, это смола или что-то в этом духе.

РК Почему? Чтобы это было письмо, которое может быть стёрто. И в этом его достоинство.

РИ Т.е. чернила, которыми пишется Сефер Тора, они должны иметь возможность быть стёртыми, и тогда это правильные и кошерные чернила. Если их нельзя стереть – это неправильные чернила. И тоже самое и эти чернила, которыми пишется Тора или богобоязненность в душе человека.

РК Пусть не падает наше сердце внутри нас, если после многих лет труда мы находим себя, что мы находимся в самом начале поиска тех вещей, которыми мы занимались и вокруг которых мы шли. В отношении нравственности или природных наклонностей мы иногда находимся в том же самом малом положении, как и многие годы назад, и так, что мы должны исправлять наше негативное качество с той же энергией, как в начале наших шагов по пути нравственности.

РИ Т.е. человек чувствует, что он снова и снова возвращается к тем же самым проблемам, хотя он уже как бы много лет пытается их решить. Он говорит: не падайте духом.

РК После всего этого мы знаем, что не напрасен наш труд, и великое богатство делает наш дух в своём труде. И тьма, которая приходит после многочисленных путей – это только для того, чтобы показать нам путь жизни, чтобы мы всегда, до седин, стояли вооружёнными нашими духовными силами продолжать служить Всевышнему, продолжать работать над собой, и никогда не говорили, что мы уже исполнили свои обязанности. Ибо наша цель не в том, чтобы достичь какого-то качества, а в том, чтобы подняться и идти всё выше и выше.

РИ Ну, это, по-моему, в чистом виде концепция бейнони, среднего, который должен постоянно вести войну со своим ецером.

РК И когда наступает какая-то лень, которая путает нас, которая заставляет нас опустить руки от нашего служения, вместе с ней приходит тьма. И она делает так, что весь предшествующий труд представляется нам, как будто бы мы ничего не добились. Как будто бы мы находимся в состоянии нищеты, как в самом начале нашей работы. Чтобы мы знали, что мы призваны не к тому, чтобы приобрести определённые духовные суммы, а в том, чтобы как можно больше действовать.

РИ Т.е. не надо смотреть, какой будет счёт в нашем духовном банке. Наша задача действовать, даже несмотря на то, что в повторяющихся ситуациях человек чувствует, что он не может себя исправить полностью. Это не должно мешать ему двигаться вперёд.

РК «Счастлив человек, боящийся Б-га, заповеди Его желает». Заповеди, а не награды за заповеди.

РИ Т.е. то, что человек хочет исправить себя – это своего рода награда. А сказано, что человек, который боится Б-га – он желает заповеди, а не награды. Ему важно, что он каждый раз подавляет своё дурное начало. Написано в Тании: «Он поднимает Славу Всевышнего во всех мирах». Это то, что важно.

РК И когда мы принимаем с желанием сердца также ту тьму, которая посредине, в переходе, тогда приходит новый свет и также старый свет. «Всевышний – мой свет и моё спасение, которого я боюсь»

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий