Рав Кук. Верить в святость своей души

РИ Нужно понять, где здесь парадокс. Когда люди в общем были, так сказать, хорошими (относительно), то способ исправления был – взять увеличительное стекло, и рассматривать под увеличительным стеклом все грехи. Сейчас люди стали такими плохими, что это не работает. Вот в чём суть, Дело не в том – это правильно или неправильно. Дело в том, что это не работает. Я сейчас был в ешиве, и там две лекции одна за другой: одна про рав Кука (в честь того, что сегодня Йорцет) и другая рабби Нахман. Запись у меня есть, поэтому мы, наверное, завтра послушаем, это урок рава Натана Гринберга. И они, в известном смысле, совершенно противоположны. Рав Кук говорит, что надо человеку говорить какой он святой, какой он великий, какой он чистый, и какой он весь из себя, и какая у него великая душа, и какой у него шлихут, и какое у него всё остальное. Все, кто регулярно читают рава Кука, уже знают о чём он говорит. Рабби Нахман говорит о том, какой человек грешный, и какой человек плохой (это вот та Тора, которую сегодня учили, надеюсь завтра почитаем и послушаем её). Он говорит, что все проблемы, которые есть у человека в жизни – они от его тени. Он говорит: у человека есть слишком длинная тень и из-за этого у него проблемы в жизни. Кто прав? Рав Кук, который говорит какой ты хороший, или рабби Нахман, который говорит, какой ты плохой? Как это всё соотносится? Есть анекдот, который я когда-то давным-давно слышал. Я уже не помню от кого. В израильской школе есть такая система оценок. Кто знает – или подтвердит или опровергнет. Пятёрка – это замечательно. Четвёрка – это хорошо. Тройка – это может быть лучше. Двойка – это добрая душа. Такие оценки говорят, ставят в израильской школе: пятёрка – пятёрка, четвёрка – четвёрка, тройка – может быть лучше, двойка – добрая душа. Т.е. когда человеку говорят «добрая душа», в переводе на общепринятый это означает «двойка». Но этому двоечнику необходимо слышать, что он добрая душа. И это то, что его поднимет и превратит когда-нибудь в отличника. Поэтому надо очень аккуратно читать эти все вещи. По большому счёту, все рассказы о том, какой ты святой – это означает «двойка». Чтобы ты совсем не упал, и совсем не впал в отчаяние, что ещё хуже, тебе постоянно нужно напоминать, что у тебя добрая душа. Тогда рано или поздно может быть ты поднимешься. А что такое рабби Нахман? Рабби Нахман – это люди, которые уже вышли из двоечников, которые начинают работать над собой, исправлять какие-то реальные вещи. Там уже надо смотреть на вещи более реальным взглядом. Так или иначе это дополняет друг друга, и весь вопрос: сколько процентов должно быть этого, и сколько процентов должно быть этого. Это может меняться от одного человека к другому, может меняться от времени, где человек находится и т.д. Т.е. это всё очень динамично. Но по большому счёту «добрая душа» означает «двойку». Поэтому – это урок для двоечников, чтобы не было никаких сомнений) Я вас обнадёжил?

Рав Кук. Человек, который по склонности своего характера склонен к духовному взгляду не должен задерживаться вопросами собственного духовного положения.

РИ Другими словами, человек, который вглядывается, так сказать, исследует какие-то духовные материи, не должен слишком сильно капать собственный духовный уровень. Почему?

РК Потому что у человека должна быть ясность сознания, и ничто не должно ему мешать.

РИ т.е. совершенно потрясающие вещи он здесь говорит: что если ты – человек духовный по своей природе, занимаешься духовными исследованиями, то не копай слишком глубоко свои явные или мнимые недостатки. Почему? Как минимум, потому что это мешает твоему духовному постижению. Как максимум, потому что это ничего не исправляет. Сейчас мы посмотрим, что тут говорит комментарий.

Ком. Потому что разум – он открыт как море постоянно. Только когда эти люди, обладающие ясным сознанием, не верят в себя, думают, что проблемы большинства людей – это также их проблемы, тогда есть задержка в их продвижении.

РИ Т.е. есть люди, которые как птицы, которые летают очень высоко. Если они попробуют ходить по земле, как кошки, то у них ничего не получится. Они плохо умеют это делать. Когда человек, так сказать, рождён летать, то он должен летать в своём духовном измерении. Рано или поздно это исправит его истинные или мнимые недостатки. А если он начнёт ползать по земле, поскольку он обнаруживает в себе какие-то недостатки, подобные недостаткам других людей, то он ничего не исправит

Ком. Тот, кто по своему характеру склонен к духовному созерцанию, его душевное свойство – созерцать, постигать духовные материи. И он должен этим заниматься с ясностью сознания и не задерживать своё духовное постижение ни по каким причинам. И даже, если это причина материальная, и даже, если это причина моральная, нравственная.

РИ Т.е., если он чувствует, что он где-то ведёт себя не по стандартам нравственности, которые он себе установил. Т.е., кажется ему, что он не находится на достаточной ступени нравственности, чтобы заниматься таким исследованием. Рав Кук говорит: не должен обращать внимание на подобные соображения, потому что разум – он как море, постоянно открытое. Это значит, что способность духовного постижения не повреждается ни каким препятствием. Т.е. опять же, человек должен знать свою природу. Если его природа – это духовное постижение, то он должен заниматься духовным постижением, духовным созерцанием, а не копанием в своих недостатках.

РК Праведники страдают и мучаются, когда их вера в себя уменьшается.

РИ Опять же, цадик (праведник) – это как птица, парит в облаках. В какой-то момент начинает думать: правильно ли он делает, что считает себя птицей? Правильно ли летать, может быть правильнее ползать? Тогда он мучается.

РК И они начинают думать, что они такие же, как все. Даже если эти все не все, а самые лучшие из них, даже тогда, они не могут спастись от внутреннего унижения.

РИ Цадик – это другое качество, другими словами. Есть люди, которые учат Талмуд может быть ещё лучше, чем этот цадик. Но разница не в количестве, а в качестве. Есть люди, которые может быть соблюдают заповеди тщательней, чем этот цадик. Но они это всё делают на земле. А цадик это всё делает на небесах. И поэтому, даже если он будет брать пример с какого-то большого Талмид Хахама, то всё равно внутри он будет чувствовать униженность, что это как бы не его путь, что его путь высоко, гораздо выше.

РК Они должны знать, что у него совершенно другая душа, высокая. И жажда Святого света и прилеплённости к Б-гу требуется от них постоянно, и они должны воздействовать на все остальные души, которые получают своё питание от их души, великой и коллективной.

РИ Т.е. есть цадиким, через которых идёт духовная энергия не только для них, а на весь мир. Если они падают – весь мир падает. Почему они падают? Они начинают думать, что они такие же как все. В тот момент, что они начинают думать, что они такие как все – они падают. А это не гаава, а это не высокомерие? Ответ: да, это может быть высокомерие, но рав Кук изначально говорит: я обращаюсь к элите. Та часть Торы, которая говорит какой ты грешный, какой ты низкий, какой ты слабый – это Тора говорит о большинстве. А та часть Торы, которая говорит какой ты великий, и святой, и праведный – это элитарная Тора. Какую Тору ты должен учить? Хороший вопрос. Можно сказать, что в поколении Машиаха приходят очень высокие души, не все, но очень высокие души, и они должны учить именно такую элитарную Тору. Какой пример? Рабби Шимон бар Йохай, РаШБи. Есть такая тема: когда ученики собирались вокруг рабби Шимона, они пели ему такие дифирамбы, которые даже страшно повторить. Я не помню их все, но можно поискать. Есть маамар у ребе, который задаёт вопрос: а что это за система, зачем петь дифирамбы цадику? Он объясняет там несколько вещей. Он объясняет, что то, что мы не поём дифирамбы вообще говоря – это потому что у людей есть высокомерие и самомнение. Т.е. петь дифирамбы – это правильно. Уже с тех пор появился Карнеги, который тоже говорит, что петь дифирамбы — это правильно. И тот же Шломо Карлебах, который был большой специалист по пению дифирамбов. В самом деле, наверное, это что-то связанное с нашим поколением. А для чего? Он говорит, что цадик находится на таком высоком уровне, что для того, чтобы он спустился со своего уровня на уровень своих учеников – это только с помощью этих дифирамбов. Аналогия: Всевышний так высок, что для того, чтобы Его свет пришёл в этот мир – это через то, что мы поём Ему славословия, дифирамбы. Так или иначе, есть такие высокие души, которые раскрываются только тогда, когда им поют дифирамбы, или когда они сами себе поют дифирамбы. Остаётся вопрос: ты такая душа или нет? Хороший вопрос. Сколько дифирамбов так сказать, на единицу времени – это тоже хороший вопрос. По крайней мере, тебе сообщают, что такая работа существует и она связана с Машиахом. Машиах – это высшая точка души, для наших рассмотрений. Ещё раз говорю: есть такие высокие цадиким, которые должны быть источником энергии для всех остальных душ. И в тот момент, что они падают, т.е. воображают, что они такие как все, они теряют эту связь, они теряют этот канал, и вместе с ними падают все остальные.

РК Как всё-таки различить? Люди, которые по своей природе стремятся к тайнам Торы и к Святой мудрости вообще, и это у них природное.

РИ Т.е. он говорит: не люди, которые говорят «есть мицва учить». Лайтман, например. А те, у кого это по природе – стремление к тайнам Торы, он может понять, что может быть он из таких цадиким.

РК И хотя иногда их свет уменьшается

РИ теряют свой свет, свою возвышенность

РК даже иногда они падают в какие-то неподобающее вещи. Про это сказано: «семь раз упадёт цадик и поднимется». И после всего, что происходит с ним, пусть не удаляет свою веру от сущности святости своей души.

РИ Пусть он продолжает верить в ту святую душу, которая в нём есть.

РК И пусть он скажет открытым текстом: «И узнаете, что выделил Всевышний своего хасида».

РИ Т.е. после того, как нападают на Давида и говорят: ты такой сякой, ты взял чужую жену. Он им отвечает и говорит: «И узнаете, что выделил Всевышний своего хасида. Всевышний услышит мой призыв к Нему.» Есть такие цадиким, которые даже если они падают, они всё равно должны возвращаться к своему уровню.

РК Есть великие праведники, обладатели замечательных душевных качеств, они буквально сжимаются внутри своей души, от того, что они не проникают в глубину величия, которое есть в их духе.

РИ Т.е. цадик, который недостаточно высоко поднимает планку, опять же, он думает, что он такой же как все. Он говорит (и это, в известном смысле, может быть самым большим грехом), он думает, что он такой же как все. Из-за этого он не делает то, что он должен делать. Он капается в песочнице. А ему надо летать. Как это почувствовать?

РК Они чувствуют стеснение своего духа, они не верят полной верой в святость своих устремлений, поэтому они не замечают основу света, которая в широте их взглядов.

РИ Кто-то сомневается, что рав Кук говорит это о себе? У кого-то есть сомнения? Что это та внутренняя борьба, которую он переживает, потому что он открывает что-то, совершенно новое, совершенно необычное. И он делает это борясь с собой. Он говорит: а кто я такой, а может всё это неправильно, а может всё это наоборот? И тем не менее он пишет, что есть такие цадиким, и скорее всего говорит о себе, что  у них есть высшее душевное качество, им приходится постоянно бороться с собой, потому что Ецер аРа приходит и говорит: «Кто ты такой? Ты будешь это говорить?»

РК Они идут согнувшись от тяжести песка мировой глупости, гнева глупцов, который ложится на них тяжестью. И из этого они находятся в море духовных несчастий.

РИ Т.е. эта мировая глупость давит на них, сковывает их души. Им приходится постоянно говорить: «Я верю в то, что внутри моей души».

РК И узкие взгляды толпы стесняют их дух. И возвысится до полной высоты самостоятельной мысли и величия их воли – у них нет сил.

РИ Т.е. они никак не могут распрямиться во весь рост. Написано, есть два цадика: цадик согнутый и цадик разогнутый. Они не могут подняться, не могут разогнуться.

РК Они должны в конце концов проснуться от своего сна, и со всем уважением и миром, с которым они относятся к обучению толпы

РИ к тому, чему учат толпу

РК вернуться к Ашему, который раскрывается им постоянно из особенных окон и форточек.

РИ вернуться к Ашему – это вернуться к тому раскрытию, которое специально для них. И не смущаться тем, что толпу учат иначе. Ну вот на этой ноте можно уже завершаться. Мне кажется, что это интересно.

Вопрос: «Как это согласуется со страхом перед Всевышним? Человек же должен бояться, что он сделает что-то не так?»

РИ Это как только что было сказано – это наставления для толпы. Относишься ли ты к толпе или нет? Ницшеанский вопрос.

Вопрос: «Но все боялись. И царь Давид боялся, и Моше боялся.»

РИ Надо понять, что значит эта боязнь, что значит этот страх. Это так сказать, отдельная тема. Цадик – это любовь. Ещё раз говорю, поскольку рав Кук обращается к нашему поколению. Наше поколение – в основном это служение любви, вообще каббала – это служение любви. Это ещё рабби Шимон сказал, что «мы зависим от любви». Т.е. наше служение – это служение любви и поэтому разные поколения. Что делает Моше рабейну после греха золотого тельца? Он говорит: Ты меня уважаешь? Тогда открой мне Своё лицо. Ну где здесь страх? Давид а-Мелех после того, как он кается в своём грехе, что он дальше говорит? «Верни мне Святой дух». Так что там не так просто соотношение между страхом и любовью. «Верни мне дух радости, верни мне дух святости, оживи разбитые кости» Т.е. там всё не просто. Но ещё раз говорю, единственный вопрос: в каком порядке? Поскольку люди приходят снаружи, и они ищут света и ищут любви, то способ приблизить человека – это свет и любовь. Буквально вчера был ещё один отрывок, что, когда человек накопил уже в себе достаточно энергии любви, только тогда он может заниматься тшувой. Если он будет заниматься тшувой, не накопив в себе достаточно энергии любви – это закопает его в землю, он ничего не исправит. Это нечто, что люди не понимают, потому что раньше об этом не говорили, скажем так. Дальше тоже там есть такая фраза, что, если сравнивать, от чего больше ущерба: от гаава (высокомерия) или от шифлут (самоуничижения). Там он говорит, что от самоуничижения ущерба гораздо больше.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий