Рабби Шломо Йосеф Зевин זצ»ל о государстве Израиль

Председатель раввинского суда г. Казимиров

Член совета Главного раввината Израиля

Автор и редактор «талмудической энциклопедии».

Биография

Гаон рабби Шломо Йосеф Зевин זצ»ל родился в г. Казимиров Минской губернии, в 1878 году. Его отец – гаон рабби Аарон Мордехай, раввин г. Казимиров.

С детства отличался удивительными способностями. Учился в ешивах Мир, Бобруйск, первая из которых – литовская ешива, во главе с гаоном рабби Элиягу Барухом Камаем, и вторая – хасидская ешива во главе которой стоял гаон Шмарья Ноах Шнеерсон. Смиху раввина и даяна получил от гаона поколения рабби Йехиэля Михла Эпштейна из Новгородка, автора «Арох а-шулхан», и также от Рогачевера זצ»ל, и от гаона Шмарьягу Ноаха Шеерсона זצ»ל .

Женился на дочери рабби Йосефа Яакова Левина זצ»ל.

В возрасте восемнадцати лет начал переписываться в области хидушей Тора с выдающимися раввинами поколения. Вместе с этим отличался блестящими организаторскими способностями, и его сеть была простерта по всей России.

Был раввином Казимирова, Климова, Мглина и Новозыбкова. В 1921 году составил сборник «Ягдиль Тора» вместе со своим товарищем гаоном Йехезкелем Абрамским. В этом сборнике приняли участие самые выдающиеся раввины поколения со всех просторов Европы. В Киеве редактировал политический сборник «Ахдут». В 1934 году поднялся в Эрец Исраэль, и преподавал в бет-мидраш для учителей «Мизрахи».

Рав Зевин был сар-а-Тора, владевшим всеми областями Торы, от Хазал и до первых геоним, пойским и мефоршим, и до последнего из ахройним.

Он был профессионалом анализа и ясного объяснения, мастером точного определения, передающего сущность и суть обсуждаемой темы. С удивительной точностью рав Зевин определяет каждое понятие в галахе и агаде, с удивительным ясностью он представляет читателю корень той или иной галахической проблемы, или книги одного из великих мудрецов, или личности того или иного мудреца.

Так, в своей замечательной книге «Ишим вешитот[1]» рав Зевин анализирует шитот (методики и мировоззрения) многих из величайших мудрецов Израиля последних поколений, глубоко и ясно показывая корень их мировоззрения. Также и в его книге «Софрим и сфарим», и также в его удивительной книге «Леор а-алаха», глубокие галахические обзоры, так что читатель, внимательно изучающий его статьи, находит, что он охватил всю тему со всех ее сторон, и «схватил быка за рога».

Одним из самых замечательных его свершений было составление талмудической энциклопедии, задача, подобающая подобному ему великану в Торе, владеющему всеми ее частями, когда все сугьот Шас привычны на его устах, и он парит, в своей удивительной памяти, во всех комментаторах Шас, первых и последних. Такому человеку подобает совершить столь огромную работу, и действительно, рав Зевин завершил ее с большим успехом, и его великое предприятие продолжает развиваться и расти до сего дня.

Рав Зевин был членом раввинского совета при Главном раввинате Израиля, и ясным взглядом охватывал то, что происходит с народом в его стране, с одной стороны, с великой заботой, с другой стороны – с великой радостью за великое спасение.

Рав Зевин скончался 21 адара 1978 года. Да защитит нас память о нем.

Отношение к восстановлению еврейской государственности

Об отношении рава Зевина к событиям поколения и эпохи мы учим из его книг и статей, в которых он изложил свое мировоззрение – точку зрения Торы – каким образом мы должны обдумывать и как мы должны относиться к этим дням, к тому что происходит с народом Израиля на его земле. Как истинный человек галахи, как один из величайших мудрецов поколения, почитаемый и уважаемый всеми великими поколения, в качестве одного из старейших раввинов Израиля, рав Зевин рассматривал каждое явление с точки зрения ясной Галахи. Со свойственной ему ясностью и удивительной простотой, рав Зевин выстраивает галахические решения, предположения и ответы, используя свою удивительную эрудицию и широту своих знаний во всех тайниках Торы. Так и в жизни поколения и эпохи рав Зевин видел необходимость рассматривать национальные вопросы с ясной галахической точки зрения.

Необходимость еврейского государства было доказано и опровергло самых жестоких противников, в особенности после ужасной Катастрофы европейского еврейства. Тогда многие начали понимать, что невозможно полагаться на формулу «предсказуемого поведения гоим» и способность выживания в изгнании, не следует освящать нахождение в изгнании, но обратно, следует действовать и прилагать все усилия, для того, чтобы улучшить положение Израиля среди народов, и нет для этого другого места, кроме как здесь, в Земле Израиля.

Рав Зевин полностью опровергает точку зрения Адмур из Сатмар и тех, кто придерживался подобных же взглядов, запрещавших подъем в Землю Израиля со стороны «трех клятв», упоминающихся в мидрашах Хазал.

Рав Зевин со свойственной ему ясностью доказывает, что  нет никакого опасения и даже тени опасения в этих вещах со стороны галахи, и мудрецы Израиля во многих поколених опровергали и отталкивали подход Адмур из Сатмар двумя руками. Так, он приводит мнение Авней Незер, совершенно отвергающего мнение запрещающих алию со стороны трех клятв, и также мнение Ор Самеах, считающего, что нет опасения «трех клятв», когда есть разрешение со стороны народов строить национальный дом. Рав Зевин добавляет, как обычно, свои собственные доказательства, приводя доказательства как из Писания, так и из логики, но следует обратить внимание совершенно ясное заявление одного из величайших мудрецов поколения, знавших всех великих мудрецов своего поколения, и свидетельствующего, что все великие Израиля не согласились с мнением Адмур из Сатмар:

«И один великий мудрец Торы, также известный праведник, выступил со всей силой и твердостью против государства Израиля, и эти три клятвы – основа его рассуждений и обвинений. Но он – один в этом, и не согласились с ним все великие мудрецы Израиля, как те, кто относится с уважением к государству Израиля, и видят в нем шаги избавления, и даже те, кто считает, что не это то избавление, то упокоение и то отдохновение, которого ждет народ Израиля, но просто великое спасение и ясные и сокрытые чудеса Вс-вышнего, проявленные Им здесь.

И есть несколько причин для опровержения запрета «клятв», и не обязательно это связано с государством Израиля. Перечислю некоторые из них: рабби из Сохачева, в своих респонсах Авней Незер (Йоре Деа 454) рассматривает суть этих клятв… и доказывает, что эти клятвы относятся к корням душ Израиля Свыше… и также здесь – клятва не ложится на тело…

Второе объяснение, чтобы отвергнуть силу этой клятвы, можно выучить из слов Марала из Праги, в книге «Нецах Исраэль» (гл. 24), и также из его книге комментариев к Агаде, которую обнаружили в рукописи в наше время… и там он объясняет три клятвы, в смысле трех гзейрот, постановленных на Израиль. И тогда это не приказ и не предупреждение, а гзар дин, подобно тохехот[2] в Торе, и разве можно сказать, что человек обязан «исполнить» тохехот, подобно тому, как исполняют заповеди? И разве можно сказать, что человеку запрещено предпринять какое-либо действие, чтобы избавиться от наказаний в тохехот?

И самое простое и правильное объяснение для того, чтобы отменить силу этих клятв в наши дни – даже если предположить, что, в сущности, есть в этих клятвах галахический запрет, написал об этом кратко рабби Меир Симха а-коэн זצ»ל, автор «Ор Самеах»: «можно сказать еще одно объяснение, чтобы отменить силу этих клятв, и это: вместе с двумя клятвами, обращенными к Израилю, была сказана также третья клятва, обращенная к народам мира, чтобы не порабощали народ Израиля слишком жестоко (Ктубот там). И поэтому, когда народы мира нарушили свою клятву – и невозможно описать великие несчастья и рабство и жестокие декреты во все время нашего изгнания, само собой отменяются также клятвы, обращенные к Израилю… короче – со стороны клятв нет здесь ни запрета, ни опасения для запрета, и даже легкой тени запрета»

(Ле-ор а-алаха, «Война в свете галахи, стр. 85, изд. Кол Мевасер)

(Из книги אתחלתא היא, יצחק דדון)


[1] «Люди и методики»

[2] Главы в Торе, где говорится о несчастьях, не дай Б-г, которые постигнут еврейский народ, если он отойдет от пути Торы и от Вс-вышнего. Рав Зевин объясняет, что эти тохехот – своего рода пророчество, предсказание будущего, но не приказ

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

3 комментария к “Рабби Шломо Йосеф Зевин זצ»ל о государстве Израиль”

  1. Мой комментарий — все это уже давно обсуждено и опровергнуто. Причем некоторые доводы уже в книгах Сатмар Ребе. Видимо статья Зевина очень старая или он не заглядывал в Вайоэл Мойше. Ведь там подробно обсуждается мнение Авней Незер

    Ответить

Оставьте комментарий