Сказано (по слову двух свидетелей) «или трех свидетелей» — лучше всего, чтобы было три. Двух уже достаточно, но лучше всего, чтобы было три.
Подобно тому, как говорится «пока не прийдет третье Писание, и не уравновесит между ними» — последняя, 13 мера из «тринадцати мер толкования Торы», соответствующая 13-ой мере милосердия, ונקה «и очистит» — возвращающихся в тшуве, мера, относящаяся к нашему поколению), подобно «третьему» (Шехине) между мужем и женой.
Собственно, это взгляд Мошиаха – не религиозный и не светский, что-то третье, что-то другое, в сущности, объединяющее их обоих.
Когда произносят «Шма Исраэль…эхад» с закрытыми глазами, в слове אחד — ח указывает на хилони (светский), и ד указывает на дати (религиозный), но без א — сущности единства — это ничего не стоит. Что такое א? Сказано, что א — это эмуни — тот, кто верит.
Основа основ учения Баал Шем Това — что нужно не только верить в Б-га, но также верить в каждого еврея.
Также, как я верю в Б-га, хотя я не вижу его, так следует верить, что есть «часть Б-га Свыше буквально» в каждом еврее.
«Эмуни» не берет ничью сторону, ибо он верит во всех.
Если есть такой «эмуни» — и, в сущности, это свойство мошиаха, вместе с «хилони» и «дати» — тогда есть «эхад».
Следует думать об этом, когда произносят «Шма Исраэль Гашем Элокейну Гашем Эхад»
(из урока рава Ицхака Гинзбурга в Раанане, 6 тишрей 5774. Начало здесь