Об опасностях религии

Один из величайших философов в истории, и, по-видимому, величайший философ, писавший по-английски, это шотландский философ Давид Юм (1711-1776)

Юм занимался логикой, учением о сознании, метафизикой, этикой, политической философией и теологией.

Его труды оказали влияние на многих известных ученых, как Альберт Эйнштейн, Чарлз Дарвин, и Бертранд Рассел (Парадокс Рассела).

Юм написал удивительную статью об опасностях, таящихся в религии, которая называется Of Superstition and Enthusiasm.

Юм не написал это чтобы воевать против религии, наоборот, желая чтобы те замечательные вещи, которые религия способна создать, не привели к страшным последствиям. Или, как он говорит: «Уничтожение самых замечательных вещей создает самые ужасные вещи».

Дэвид Юм пишет, что есть два пути, которыми религия может пользоваться:

  1. Суеверие (superstition)
  2. Религиозный экстаз (enthusiasm). Буквально это значит воодушевление, но в нашем современном языке мы бы скорее сказали «религиозный фанатизм».

Эти два явления совершенно различны, и, возможно, даже противоположны.

Суеверие возникает, как результат неграмотности и страха – зачастую мы испытываем иррациональные страхи, и мы побеждаем их также иррациональными методами.

Религиозный экстаз (или фанатизм) это противоположность суеверию.

Религиозный фанатизм есть следствие чрезмерной уверенности в истинности своей веры.

Фанатик, находящийся в религиозном экстазе, начинает верить, что Б-г, собственной персоной, изливает на него свое пророчество, и поэтому он не нуждается в разуме и границах.

Религиозный фанатик чувствует, что он стоит выше общепринятых религиозных норм. Фанатик думает: законы и установления существуют для обычных людей, не для меня… Я, ведомый духом пророчества, знаю больше…

Это может быть, говорит Юм, чрезвычайно опасно.

И это в точности идея, которая появляется в нашей недельной главе Шмини, рассказывающей о грехе Надава и Авиу, сыновей первосвященника Аарона.

Тора придает большое значение истории их смерти, упоминая об этом в четырех различных местах.

Это была страшная трагедия, произошедшая именно в день освящения Скинии, который должен был стать одним из самых возвышенных дней всей еврейской истории.

Тора не обьясняет в деталях, в чем конкретно состоял грех Надава и Авиу. Писание лишь говорит, что они принесли перед Вс-вышним «чужой огонь, который не заповедал им. И вышел огонь от Вс-вышнего, и пожрал их и умерли перед Б-гом».

Мудрецы пытались понять, в чем в точности состоял их грех, что означает «чужой огонь», и есть множество мнений (вошли в святая святых, учили галаху, не спрашивая своего учителя, были пьяны, не были одеты как положено, не очистились перед тем, как приносить воскрурение, были высокомерны, не женились, ибо считали, что нет женщины, которая достойна их, ждали смерти Моше и Аарона, чтобы стать лидерами поколения, и еще).

С мидрашами можно спорить, но Тора говорит совершенно ясно: «чужой огонь» означает, что их грех состоял в том, что они сделали то, что не было заповедано.

Ясно, что они сделали это из самых высоких соображений.

Они были настолько воодушевлены, их религиозный экстаз был настолько силен, что они искренне верили, что Вс-вышний повелевает им вести себя против законов Торы и правил человеческого общества.

Принести незаповеданный огонь выглядит, на первый взгляд, легким грехом, но не в этом смысл.

Суть в том, что они решили, что они стоят выше законов.

Но в святости даже одно легкое нарушение, способно создать трещину, которая со временем может превратиться в пролом.

В точности так же, как в ядерных реакторах требуются особые правила безопасности, и нельзя, чтобы кто-либо решил, что он выше этих правил.

==

В нашем мозгу действуют две независимые системы.

Психолог, лауреат Нобелевской премии по экономике, Даниэль Каанеман называет их «быстрое мышление и медленное мышление».

Кстати, этот Каанеман он потомок литовских раввинов. Самый известный в его семье это рав Йосеф Шломо Каанеман, основатель Поневежской ешивы в Бней Браке, который был его дядей. Но он сам атеист.

Быстрый мозг, лимбическая система, отвечает за эмоции, в основноа как реакция на страх.

Медленный мозг, пред-лобная корка, рационален, точен, и способен взвешивать последствия на длительный срок и альтернативы.

Это дублирование не излишне и не случайно. Без инстинктивных реакций на опасность мы бы не выжили.

Но без медленного рассчитывающего мозга, мы бы вели себя снова и снова импульсивно и разрушительно, как в отношении окружающих нас, так и в отношении нас самих.

Секрет счастливой жизни как для индивидуума, так и для общества в целом – в  тонком равновесии между этими двумя системами. Знать, когда следует использовать ту или иную систему.

Религиозная практика, именно потому, что она пробуждает жажду и огонь, нуждается в особой мере в границах и правилах и церемониях, детальной инструкции служения, а не импульсивном служении.

Огонь веры может зажечь пожар, но способен также осветить мир.

Он сжигает все, когда дают ему свободу действовать как ему вздумается.

Или осветить нашу жизнь, и славу Вс-вышнего, когда его ставят в четкие рамки.

Именно поэтому еврейская религия содержит так много законов, и такое множество мелких деталей. Мы нуждаемся в них больше, не меньше.

==

Основано на словах рава Сакса на недельную главу, из его книги «Бесед»

Оригинал на иврите здесь: https://www.facebook.com/madaDat/posts/3714630571912874

(Группа называется «Религиозные ученые»)

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий