Весь шабат у меня в голове крутился один и тот же набор слов: якар-зол-кери…
Тамир Зальцман, ау…
Записать было невозможно, оставалось только снова и снова повторять эти слова.
Потом еще шифлут шел шекер. Потом хурбан бет аМикдаш. Потом цва-от-квуцот-нетворкс.
Потом я заснул…
Ладно, по порядку. Маамар Бати леГани 5720 (1960), который сейчас все хабадники учат.
Там в самом начале очень необычная фраза, арамейское «возвышается йекоро (слава) Вс-вышнего во всех мирах» Ребе вдруг с-ассоциировал с «якар», «йокер» на иврите. На иврите якар означает «дорогой», «ценный». На арамейском, как мы сказали, у этого корня совсем другой смысл – слава, почет.
Но когда читаешь одну и ту же фразу по много раз вдруг начинает что-то вьезжать. А еще начитавшись (наслушавшись) по дороге на севен севенти Карла Юнга вообще возникают интересные ассоцииации…
Короче. Ребе вдруг говорит, что Элокут это «давар якар». Нечто дорогое. Нечто ценное. Странная фраза, нет? Б-жественность «дорога«. А есть еще что-то столь же дорогое? Есть, конечно. Есть «бриллиантовые» еврейские души, которые, как известно, не устать пересчитывать.
Меня эта концепция с субботу конкретно зацепила. Что значит, что Элокут это «дорого»? или, лучше сказать, «ценно»? А может статься, что Элокут это «дешево»?
Вообще говоря про Элокут мы ничего не понимаем. А весь мир перед Б-гом как ничто. Если мир это ничто – как можно говорить, что это «дорого» и «ценно»?! Что этот мир «дорог» и «ценен» перед Б-гом?
Тут включилась вторая часть этого маамара. Там говорится, что если у человека шифлут шел шекер, он низко себя ценит, то он не способен ощутить, что его служение делает что то Наверху. И эта заниженная самооценка может привести его к тому, что он отдалится от Служения.
Опять непонятно. Мое служение «делает» что-то Наверху? Но ведь «все перед Ним как ничто»? Как можно сказать, что мои дела важны Наверху? «Если ты поступал праведно – что дашь ты Ему»? Нам сто двадцать пять раз обьяснили, что Б-г выше, бесконечно выше, этого мира, и что дела нижних «не занимают места». Что хочет от меня Баал Шем Тов (это его ворт) когда он говорит, что твой шифлут шел шекер отдаляет тебя от Б-га. Шифлут – он правильный. Я ничто, и зовут меня никак. И есть только Б-г. И даже все что я делаю хорошего это тоже не я. Это Он создал обстоятельства…
Но приходит Баал Шем Тов и говорит. Ты прав. И эта твоя правота разрушила твой личный Храм. И также общий Храм был разрушен из-за подобных рассуждений.
После десятка итераций по этому кругу – ценность, шифлут, храм, ценность, шифлут, храм, еще раз ценность, шифлут, Храм – я начал, кажется, что-то понимать…
Мир не существует. Бехицониют! На внешнем уровне рассмотрения – мир не существует. На внутреннем – существует еще как!
Б-гу не важны наши дела – бехицониют. Внешне. На самом деле супер-важны.
Я не существую. Бехицониют. Внешне. На внешнем уровне. Формально. Физически. Логически. Философски – я не существую. В пнимиют – я существую еще как.
Шифлут – это отлично. Бехицониют. Во внутреннем смысле – это самый главный враг человека.
Теперь вернемся снова к тому, о чем мы говорили.
Б-жественность ценна. Это внутренний взгляд на вещи. Если смотреть «изнутри» – то Б-жественность ценна. И каждый еврей ценен и важен, и без него не исполнится намерение Вс-вышнего в творении миров.
И праведники – это те, кто ощущают сильнее всего эту ценность Б-жественности, и эту ценность каждого еврея. И эту ценность каждого действия, каждого доброго дела, каждой заповеди. И эту ценность каждой секунды. Взгляд праведника возвращает человеку чувство собственного достоинства. А грешники – этим только бы опустить человека. Чем ниже, тем лучше. Вот такое определение праведника и грешника.
И поэтому ключевое слово, возможно самое важное для меня слово сегодня перед йуд шват – это якар – почувствовать ценность Б-жественности, почувствовать ценность каждого еврея (собственно, почему только еврея? – Каждого творения), каждого доброго дела, каждой заповеди, каждой секунды моей жизни.
Это завет Ребе. Ощутить ценность жизни. Как просто, оказывается.
А обратная ассоциация – это «кери». Поллюция. Капля семени, которая может породить новую жизнь. А может вылиться просто так. Из йекар получается «кери». Это слово имеет много интересных ассоциаций в Пятикнижии.
А еще есть слово «золь» – дешевый. Дешевка. Когда все дешево. А то и вообще бесплатно. Это клипа. В клипе все дешево и бесплатно. Ничего не имеет цены и не имеет ценности. Все задаром.
Ассоциация – бен сорер уморе. Сын, который восстает против родителей. Сказано что он «золель весове» – обжирается и упивается вдрабадан. «Золь» похоже на «золель» – обжорство. Потому что еда потеряла ценность.
Ладно, это все общие фразы.
Конкретно баалей тшува.
Мы пришли к еврейству. И еврейство было нам дорого. Что произошло с нами, что для многих из нас еврейство потеряла ценность? Может быть, на нас обрушили такой поток энергии, что это обесценило все что было для нас когда-то ценным?
И тогда может быть, чтобы вернуть ценность вещей – нужно просто чуть-чуть отойти, чуть отдалиться?
И да. Праведники возвращают человеку цену и ценность.
Дальше, кажется, тоже ясно.
Б-гу безразличен этот мир. Или он делает вид, что он ему безразличен? Или это хицониют? Это маска безразличия, которую Б-г одел на себя, чтобы уберечь себя от грешников?
А с точки зрения хасидут, с точки зрения пнимиют, то есть на самом деле – Б-гу как раз совершенно не безразличен этот мир. Он влюблен в этот мир. У него «таава» к этому миру.
И каждое действие ему бесконечно важно. И поэтому, с точки зрения пнимиют, человек должен понимать, как он важен, как его действия важны, и если он не понимает – он разрушает Храм как свой личный, так и Храм всего Израиля.
Больше я не готов пока объяснять.