Ценность обладания

Как-то на одном из уроков рава Гинзбурга услышал такую фразу (смысл): «Реб Зуше – типичный представитель мира тогу (хаоса)». Речь шла об известном «йом йом» – что означает слово «тшува», и комментарии реб Зуши, «разбивающем» слово тшува на 5 составляющих. Из слов рава можно было понять, что реб Зуше, как представитель мира «хаоса», не способен воспринять «цельность» понятия тшува, ему нужно разбить ее на «точки», чтобы это постичь.

Вчера я вдруг вспомнил это удивительное определение по одному интересному поводу.

Пару недель назад я приобрел книгу «Нерационально и не случайно» – об иррациональности многих механизмов принятия решений, действующих в человеческой психике, и с тех пор я ее время от времени почитываю. Вчера наткнулся на главу «стоимость обладания». Автор, профессиональный социолог,  доказывает, что человеку свойственно ценить то, чем он обладает – чуть ли не в 10 раз выше, чем это способен оценить человек «со стороны». Не важно, чем мы обладаем – будь то билет на матч любимой спортивной команды (пример, подробно описываемый автором), или собственный дом, собственная машина, или даже усыновленный (удочеренный) ребенок (последний пример из этой главы) – чувство «обладания» делает для нас обладаемую вещь супер-ценной, нам необычайно трудно расстаться с тем, чем мы уже обладаем.

Вот тут я вспомнил про реб Зуше. В одном из вариантов известного «ворта» рабби Зуше, что у вора можно научиться семи вещам, говорится, что вор готов отдать все, что у него есть, ради того, чтобы получить то, что он хочет. Но после того, как он это получил – это не имеет для него никакой ценности.

Получается интересная картина: известный социолог пишет, что «нормативный» человек, как правило, очень ценит то, что у него есть. А рабби Зуше говорит, что у вора можно научиться тому, что то, что мы имеем – ничего не стоит…

И тут я вспомнил про «ворт» рава Гинзбурга, что реб Зуша – это человек мира хаоса.

Если развить эту идею дальше – получается интересная модель: люди, согласно этой модели, делятся на тех, кто очень высоко ценит то, чем он обладает, и не готов с этими ценностями расстаться (назовем их «людьми мира тикун», и их – большинство, ибо «лашевет йецара», Вс-вышний создал этот мир ради того, чтобы человек наполнил его и жил в нем), и на тех, для кого обладание не имеет никакой ценности (получается, по нашей модели, что это люди мира хаоса), для которых «иметь» – ничего не значит, которые могут находиться лишь в постоянном движении,  и остановка для них – смерть (из последнего урока рава Гинзбурга – «фотоны»: битуль, движение, и остановка – смерти подобна, как известно из физики).

Понятно, что «нормальный» мир – это, в основном, процентов на 80 – «тикун». Но для того, чтобы не было стагнации, чтобы было какое-то движение – требуется процентов 20 революционеров из мира «хаоса», для того, чтобы придать миру динамику, чтобы мир мог развиваться.

Интересно, что начало иудаизма Авраам авину – это «Лех леха», «меhалех» в терминологии хасидизма, т.е., революционер, ниспровергатель основ, всю свою жизнь борющийся с культом идолопоклонства. Эта революционность, увы, имеет свою обратную сторону и свою цену: Авраам бездетен! Ясно, что эта тема – бездетности и попытки, на старости  лет, все же родить сына – глубоко символична. Революция – безумно красива – как сам мир хаоса! Но – бесплодна (тоже как мир хаоса). Для того, чтобы революция могла породить новую жизнь – она должна соединить себя с миром тикун (и даже, страшно сказать, миром клипы – Агарь, наложница Авраама) – лишь тогда революция приносит плоды, дает новую жизнь.

В каком то смысле можно сказать, что испытания для Авраама – это его естественное состояние, это его природа. Однако родить сына, который продолжит его путь – для него супер-сложно, и требуется прямое Б-жественное вмешательство – ибо мир хаоса ничего не порождает, мир хаоса сам по себе бесплоден.

Кстати, про рабби Зуше: известно, что у него была очень сварливая жена, отравлявшая ему жизнь. Все совпадает: человек мира хаоса имеет — вполне логично — сварливую жену.

Классическая история с этрогом рабби Зуше – блестящая иллюстрация противостояния мира хаоса и мира тикун. В мире хаоса – момент (религиозного) экстаза – это все! Что будет дальше, детям нечего кушать? – Это не важно! Понятно, что мир тикун (жена рабби Зуше) не может это вынести и безнадежно портит этот этрог. Реб Зуше, однако, не теряется – он отвечает в духе мира хаоса, достигая еще большего (религиозного) экстаза от потери, чем от обладания!

Еще одна характерная для реб Зуши черта и история: известно, что он был «баал йисурим» (нищета, болезни, конфликт с женой и т.д.), но когда у него спрашивали, как он ухитряется быть «самеах беисурим» (радоваться испытаниям) – он отвечал, что он никакой не баал йисурим, и у него нет никаких проблем. Понятно, что у мира хаоса – нет никаких проблем, и наоборот, проблемы – это его стихия…

Кстати, из того, что большинство учителей хасидизма, как правило, комментируют эту историю в весьма позитивном смысле, выставляя реб Зушу как образец для подражания – хорошо иллюстрирует, насколько хасидизм, в самом своем корне – мир хаоса.

И еще: поскольку эта логика: момент экстаза – все, а что будет потом – не важно – это также логика греха – понятно, что человек мира хаоса всегда находится на очень тонкой грани между миром святости и миром греха.

Все это лишний раз доказывает, что хасидизм – это некоторая, жизненно необходимая миру эссенция, однако, ее чрезмерная концентрация ввергает нас в совершенный хаос.

Возвращаясь к Аврааму и к основам иудаизма: еще раз: иудаизм в своей основе – ниспровержение основ. Моше рабейну – такой же ниспровергатель основ и революционер, как Авраам. На определенном историческом этапе он необходим – лишь он способен сломить клипу фараона, вывести народ из Египта и даровать им Тору. Но – его дети ему не наследуют! Вполне логичное следствие в канве наших рассуждений: революция хороша в первом поколении, дальше требуется стабильность, «лашевет йецара», нужно войти в Эрец Исраэль, захватить ее и заселить ее, и это Моше рабейну не способен сделать, и поэтому Вс-вышний не пускает Моше в Эрец Исраэль.

Можно обобщить (идея сама не нова – где то читал давно), что евреи среди народов – это также ниспровергатели основ, аспект мира хаоса – мира огня и движения — внутри мира «тикун» нееврейского окружения – склонного, самого по себе, к стагнации, к удовлетворенностью существующим порядком вещей. Есть стих, который это хорошо иллюстрирует: «и будет дом Яакова огнем, и дом Йосефа – пламенем, а дом Эйсава – соломой». Т.е, задача сынов Израиля – «поджечь» окружающий их «дом Эйсава» – пламенем духовности и Б-жественности.

В более общем смысле, возможно, можно утверждать, что «совев» (т.н. «окружающий» свет)  – это, по сути своей, негатив, негативное восприятие, а «мемале» («наполняющий» свет) – позитив. Это легко видно из следующего рассмотрения:

Во-первых, как объясняется в учении хасидизма, с точки зрения «сойвев» мир не «тойфес моком», мир как бы не существует, не «занимает места», мир не важен и не существенен. Для «мемале» – мир наоборот, важен и существенен. Основное понятия в «сойвев» – это «битуль», самоустранение и самоуничижение. Понятно, что «битуль», сам по себе, ничего не строит – он лишь дает возможность для дальнейшего строительства. Но само строительство – это тикун.

Поэтому «тьма предшествует свету», хаос предшествует тикуну, но конечная стадия должна быть «и сказал Вс-вышний да будет свет и был свет», свет мира тикун.

[Маленькое практическое замечание: понятно, что в реальной жизни перемешаны «сойвев» и «мемале», «хаос» и «тикун», и в каждом человеке есть и то, и другое, и задача состоит в том, чтобы уравновесить эти качества внутри себя. Однако, полезно иногда задуматься, какая черта является определяющей и врожденной, а надо какой нужно кропотливо работать.

И тут может быть важным и ценным соображение, что есть люди, для которых «дано» – порядок, а «требуется доказать» – беспорядок, «дано» позитивное мышление, а «требуется» – некоторое количество здорового скептицизма. А есть люди, у которых все обстоит в точности наоборот, «олам афух»! Мы ходим с ними (или они с нами) в одном и том же мире, и разговариваем на одном и том же языке, и при этом понимаем все с точностью наоборот! Задача – установить равновесие между хаосом и тикун, и установить контакт и понимание между этими двумя «лагерями».

Гмар хатима това и шана това

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Хасидизм с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>