Монополия на истину

Уже, наверное, месяц как я не могу себя заставить написать (или даже перевести) ни одной строчки для «Хасидус.ру». Кризис жанра…

Я блуждаю по диссидентским и харейдимным блогам, и пытаюсь найти тот неуловимый «баг» в программе, называющейся «тшува».

Багов, наверное, много, но где же тот главный «баг», из-за которого программа «тшува» у одних взорвалась «возвращением к вопросу», другие из-за этого «бага» превратились в каких-то зомбированных роботов, весь интерес которых – совершение установленных обрядов и обычаев (обычаи при этом имеют преимущество). Ну а третьи – собственно, абсолютное большинство – наблюдая это все с некоторого расстояния – решают, что это не для них. Не потому, что они не хотят соблюдать, не потому, что у них нет интереса к духовности – а потому, что не хотят превращаться в роботов, и ограничивать свою жизнь узкой клеткой общинной жизни.

Читать далее

Тшува, которая приведет Мошиаха

Эта статья продолжает тему, затронутую в статье «Монополия на истину». Возможно, все нижеследующее – моя личная фантазия – но уж больно похоже на правду. (Возможно также, что я это где то читал, слышал, или скомпилировал из прочитанного и услышанного).

В Тании, в Игерес а-тшуво говорится о «трех ступенях искупления» за три вида нарушений (собственно, это цитата из Барайты в Йома, но никак не могу удержаться от привычки цитировать по Хабадским источникам, к тому же там это комментируется).

В другом месте в Тании говорится, что, поскольку основная тшува – в сердце, а в сердце есть «бесконечное множество ступеней», то и в тшуве есть бесчисленное множество ступеней. И даже если вчера он сделал истинную тшуву соответственно своей вчерашней ступени – возможно, сегодня от него требуется подняться на следующую ступень тшувы.

Также в Игерес а-тшуво говорится о том, что есть «высшая тшува» и «нижняя тшува» (я не готов здесь рассматривать что это такое – это обширная тема в хасидизме).

Если соединить все это вместе, и еще вспомнить классическую концепцию четырех миров, то можно выстроить вот такую схему:

Читать далее

Движение Адераба – «Голоса из мира Тшувы»

Как я уже писал, пару недель назад мне довелось участвовать в замечательной встрече руководителей движения «Адраба» с равом Ицхаком Гинзбургом

Что это за движение, и какие цели оно преследует? Это движение баалей тшува — внепартийное, не связанное ни с каким отдельным «направлением» в иудаизме, ни с какой отдельной группой или общиной. Объединение людей, привыкших действовать, думать и говорить откровенно об имеющихся проблемах.

Я решил перевести здесь несколько статей, касающихся этого движения. На мой взгляд, русским баалей тшува есть чему научиться (а может, можно найти и какие то формы сотрудничества тоже) у этого движения.

Читать далее

Диагноз: тшува

Галут – изгнание – разрыв связи народа Израиля и земли Израиля – подобно разрыву связи души и тела. Тело оторвалось от души, и душа оторвалась от тела. Когда тело и душа окончательно «разрывают отношения» – человек умирает, не дай Б-г. Но возможны промежуточные состояния, когда человек жив, но связь души и тела ослаблена. Мой знакомый психиатр-хабадник говорит, что причина большинства душевных расстройств – это нарушение контакта между душой и телом. Возвращая душу назад в тело – можно вылечить большинство душевных заболеваний. В этом смысле галут – «душевная болезнь» еврейского народа, а если смотреть еще шире – это «душевная болезнь» всего мироздания. Так, собственно, и говорится в Зогаре, «Шхина больна в изгнании».

Читать далее

Рав Гинзбург и «революция баалей тшува»

Прочитано здесь: http://reedfluteblowing.blogspot.com/2011/03/blog-post_03.html

Мы говорим здесь о необходимости революционных изменений в еврейском образе жизни, и вот, вчера я получил стенограмму встречи рава Гинзбурга с основателями движения Адераба, в которой есть несколько интересных высказываний на эту актуальную тему. Газета Адераба представляет мир баалей тшува. Центральной идеей и основным результатом встречи стало, что есть желание создать движение тшувы, способное объединить всех баалей тшува различных направлений, и будет способно активно воздействовать как на религиозное, так и на общее положение дел в стране.

Читать далее