Выйди из частности! От личной тшувы к коллективной тшуве, или: баалей тшува во главе еврейской общественной жизни

Замечательная, я бы сказал, «программная» статья Нира Менуси о тшуве

Нир Менуси — по материалам уроков рава Ицхака Гинзбурга

http://nirmenussi.com/2013/09/09/general-teshuvah/

Баал тшува переворачивает свою жизнь из конца в конец – но все это остается в области его частной жизни. Сейчас настало время перейти от личной тшувы к коллективной: поверить в то, что баалей тшува должны и способны возглавить исправление общества, и сформировать исправленную еврейскую общественную жизнь.

В учении хасидизма есть важное понятие – «тшува за тшуву»[1]. Каждый баал тшува, вернувшийся в тшуве от своих грехов, или от своего предшествующего, ложного образа жизни, должен сделать еще одну тшуву – за свою прежнюю тшуву.

Процесс тшувы, которую мы делаем, неизбежно ограничен, и не проникает во все слои души. Поэтому время от времени нужно снова вернуться в тшуве – более глубокой. Часто человек принимает на себя иго заповедей, начинает молиться и соблюдать субботу и кашрут, и также изменяет свой внешний вид и одежду, но с точки зрения исправления своего характера – он остается столь же грубым и погруженным в себя, как и раньше. Такому человеку следует сделать еще одну «итерацию» тшувы, и это включает в себя также тшуву за его предшествующую тшуву, делавшую слишком большой акцент на внешние аспекты.

Принцип тшувы на тшуву в таком формате очень важен. Он дает ответ на опасность, существующую в процессе возвращения в тшуве, и это – исправление одной сферы, в то время как мы оставляем без внимания остальные сферы нашей жизни, или даже опускаемся в них. Процесс тшувы на тшуву создает бесконечную спираль самосовершенствования – каждый раз на все более глубокой и тонкой ступени, и подобает всем нам применить его в нашей жизни. Но сегодня я (Нир Менуси, прим. переводчика) хотел бы предложить другое объяснение понятию «тшува на тшуву», отличный от общепринятого, призванный обогатить и дополнить его.

Коллективная тшува за частную тшуву

Процесс тшувы, как мы его здесь представляем – весь сосредоточен в области личной. Баал тшува исправляет свои пути и дела в определенной области, и потом снова и снова он возвращается, чтобы еще более устрожиться в этой области – но все это остается в плоскости его личного самосовершенствования.

Нет вопроса – работа по самосовершенствованию чрезвычайно важна и бесконечна, но если мы останавливаемся лишь на ней (занимаясь весь день лишь одним – как мне стать лучше, как мне более правильно использовать свое время и т.д.)  — то, парадоксальным образом, мы находим себя двигающимися по замкнутому кругу эгоизма и индивидуализма, от которых, прежде всего, мы пытались оторваться, делая тшуву.

Балей тшува, безусловно, исправляют в определенной степени горькие воды современного эгоизма, прежде всего, в посвящая себя семье и воспитанию детей; но исключительная приверженность к плоскости личной жизни способна превратиться в канал, вливающий эти же горькие воды в религиозную жизнь – во всей их силе и горечи.

Баал тшува выходит из «четырех локтей» оторванного индивидуализма, но подвержен опасности оказаться снова запертым в «четырех локтях» святости семейной и общественной жизни, которые он выстроил для себя.

Выражаясь несколько грубо, можно сказать, что он способен поменять светскую самореализацию на «релииозную» самореализацию.

Здесь находит свое место новое прочтение понятия «тшува за тшуву». Можно понять это как призыв сделать «коллективную тшуву за личвную тшуву». В дополнение к итеративному процессу само-исправления – на все более глубоком уровне – каждый баал тшува должен остановиться и спросить себя: стремлюсь ли я также к исправлению общества – исправлению еврейской общественной жизни?

Ему следует расширить поле своего зрения и поле своего действия из области «частного владения» в область «общественного владения». Это начинается от близкой области общественной жизни общины, но, несомненно, это не должно там остаться. «Общественное владение» распространяется все шире, и поднимает все новые вопросы:

  • Как должна выглядеть исправленная общественная еврейская жизнь?
  • Каким должно быть общество, которое не только «страна евреев»[2], но еврейская страна, не говоря уже о «стране галахи»

И также сверх всего этого – как «исправить мир в царстве Вс-вышнего» — т.е., что предлагает иудаизм миру в целом?

Почему коллективная тшува делается за личную тшуву? В большой степени, баал тшува, стремящийся войти под крылья Шхины, подобен раненому солдату, спасающемуся из «общественного владения» — со всеми его проблемами и непрестанной борьбой интересов – в «частное владение» Вс-вышнего. Он хочет уйти из мира крикливого и силового в чистый и спокойный мир внутренней работы; он хочет питаться вечными страницами святой Торы, а не желтыми листами ежедневной прессы. Это стремление честно и истинно, и проистекает из самой глубины души баал тшува. Проблема, однако, в том, что «общественное владение» никуда не уходит. Оно остается там – вовне – во всей своей силе и «внешности» и ожидает избавления.

Даже если мы помогаем открыть врата в мир святости десяткам тысяч частных людей в нем – вопрос еврейской общественной жизни остается без ответа. В этом смысле, первая тшува, личная – есть в ней аспект пренебрежения обществом, и за это следует делать тшуву. Истинная и цельная тшува должна вернуться также к этому осиротевшему полю и спросить, каким образом возможно поднять его к святости? Каким образом мы способны привнести тот особенный свет святости, вкусить которого мы удостоились в процессе нашей тшувы, и превратить его в наследие общества, так, чтобы также в общественную жизнь проникли свет и добро Торы?

(это только первая часть. Постараюсь продолжить на днях)



[1] Тания гл. 29. Ликутей Могаран 6, 3

[2] Выражение Т. Герцеля и название его книги: «Страна евреев». Т.е., страна, где живут евреи, не обязательно при этом религиозные. «Еврейская страна» означает место, где евреи живут как евреи, по законам Торы (прим. переводчика)

Series NavigationКоллективная тшува, индивидуальное Провидение >>

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий