«Сделай себе учителя»

Первым и главным условием духовного развития, первой «связью», которую человек должен восстановить на пути собственного исправления («тикуна»), на мой взгляд, является «асе леха рав», «сделай себе учителя», Наши мудрецы подчеркивают «сделай», а не «найди», ибо «сделай» означает также принуждение. «Сделай» – несмотря на то, что ты не хочешь этого делать.

Еще перед тем, как мы двинемся дальше, сразу хочу оговориться, что отношение «учитель-ученик» – это не отношение раба и господина. «Кабалат ол» , «принятие ига», готовность исполнять слова учителя – безусловно должны присутствовать, но основа отношений учителя и ученика – это взаимная любовь, подобная любви отца к сыну и сына к отцу. Наши мудрецы говорят, что «каждый, обучающий сына своего товарища Торе – как будто бы породил его на свет», «ученики – это сыновья» и т.д. Можно отсюда выучить что линия связи «учитель-ученик» – это, прежде всего отношение отца и сына. На мой взгляд, многие здесь совершают большую ошибку. Если твой машпиа не любит тебя, не чувствует тебя, не понимает тебя – значит, это не твой машпиа (или вообще не машпиа) – ищи другого.

Рав Глуховский как-то рассказывал, что это одна из причин, почему Ребе требовал, чтобы в каждой ешиве было хотя бы два машпиа – не с каждым машпиа человек может «соединиться» – это очень индивидуально.

Рав Ицхак Гинзбург пишет в своей замечательной статье «Открытость, отождествление, слияние«:

Начала тикун (исправления) – это самоотверженный и честный поиск машпиа (праведника).

Истинное «отождествление», сопровождаемое великой любовью к машпиа, это «любить то, что любимый любит», как известно, принять на себя обычаи любимого, и также отождествить себя со всеми, кто связан с ним.

Понятно, что «великая любовь» — не только от ученика к учителю, но так же от учителя к ученику.

Люди, которые приходили к Ребе — первое что они отмечали — это чувство великой любви,  сочувствия, сопереживания и понимания, которое, как они чувствовали, исходит от Ребе.

Я бы сформулировал даже, что основная сила воздействия машпиа – это его любовь к своему ученику. Так же как ребенок будет делать все, что скажет ему отец или мать – если он любит их по-настоящему, если между ними есть контакт и любовь – то же самое относится и к отношению учитель-ученик. Без любви нет контакта, нет настоящего воздействия.

Машпиа, рав – это не надсмотрщик в тюрьме (увы, в наше время существуют такие «каббалистические группы», где, судя по всему, подчеркивается аспект беспрекословного подчинения «гуру», при этом ни слова не говорится о любви).

Должно быть совершенно ясно – «связь» – означает любовь. Без любви нет связи, нет контакта, и нет воздействия. Одного взгляда машпиа, рава, должно быть достаточно, чтобы ученик почувствовал, что он должен что-то в себе исправить. Иначе – как уже говорилось – ищи другого машпиа, который «может тебе запретить»…

Как найти настоящего «машпиа»?

Многие люди, с которыми мне приходится разговаривать, жалуются что «нет машпиим», не знают, как найти машпиа и т.д.

Я не знаю, чем можно им помочь – я думаю все же, что осознание критической важности нахождения машпиа для духовного роста человека и для его исправления – это то, что в конечном счете, помогает найти машпиа.

Очевидный пример – это жениться, создать семью. Тут тоже есть «и-вадаут», никто не даст 100%, что ты найдешь свою «башерте», свою судьбу. Так что же – не жениться? Некоторые баал тшувы так и делают, увы… И как же все же большинство людей женятся, создают семьи? Сознание необходимости, неизбежности, критической важности – это то, что помогает создать семью и сохранить ее.

И как весь этот пример – вопрос машпиа. Возможно, иногда это тоже все равно что «прыгнуть в море», особенно, когда тебе нужно обсудить с машпиа вопросы, которые ты не хочешь обсуждать, «задай вопросы, которые тебе не хочется задавать». Ну – на это Вс-вышний дал нам мозги, эмоции, зрение и слух – чтобы искать, чтобы найти, чтобы связаться по-настоящему.

И тем не менее, есть ли какие-то критерии?

Рав Ицхак Гинзбург часто цитирует известное Талмудическое изречение «Если учитель подобен ангелу… учи Тору от него»:

Так толковал Баал Шем Тов то, что говорится в Гемаре: «Если учитель подобен ангелу Вс-вышнего – пусть ищут Тору из уст его, а если нет – пусть не ищут Тору из уст его»: Малъах – это буквы «кеилем«, и следует учить Тору только от учителя, которые ведет себя как немой перед тем, как раскрыть свои уста – рав, который молчит, и отбирает свои слова перед тем, как произносит их[1].

По-простому: ищи учителя, который умеет молчать, а не только говорить. Учителя, который «менч», учителя, который, в свою очередь, связан со своим учителем, вплоть до праведника поколения – только такой учитель имеет силу поднять тебя из клипы и поставить на ноги. И «меир эйней шнейhем Гавайе» – «Вс-вышний освещает глаза обоих» – Вс-вышний поможет твоему учителю найти нужные слова.

Но – остерегайся учителя, подобного «наглой женщине» – он не научит каббале, он научит разврату…

Любавичский Ребе постоянно требовал от своих хасидим, чтобы они нашли себе «асе леха рав», называя это «основой основ» иудаизма вообще. Вот цитата из одной из наиболее резких бесед на эту тему[2]:

И он не может сказать, что поскольку он привык идти по пути Аарона а-коэна, то также после смерти Аарона у него будут «облака славы» как прежде. Но что же? Раньше он должен был слушать и повиноваться словам Аарона, а сейчас ему некого слушать, и само собой он будет «сам сапожник»!

… и подобно этому в нашем вопросе – когда еврей сам устанавливает себе порядок в жизни, без того, чтобы у него был хозяин («баал а-баит»). И как выражался мой тесть и учитель, Ребе в таких случаях: «бесхозная скотина» («а навотне бhеймо»), и когда я спросил у него, что означает «навотне бhеймо», он ответил, что это животное, у которой нет хозяина, и само собой, она пасется где хочет, спит когда она хочет, доится там где ей хочется, а не там где надо, и брыкается не там где нужно, хотя не исключено, что иногда она делает это намеренно, «как слепой в форточку», но в большинстве случаев она это делает ненамеренно. И общий смысл – что когда нет хозяина – то ведет себя как животное…



[1] Подчинение-отделение-услащение

[2] Глава Балак 5713

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

1 комментарий к “«Сделай себе учителя»”

Оставьте комментарий