Религиозная рефлексия

Часть 4 из 5 в серии Гешель. "Б-г ищет человека"

Философия рефлективна по своей сути. Можно определить философию религии как рефлексию самой религии в отношении ее собственных основных понятий и подходов, т.е., радикальное самопознание религии в духе самой религии.

Понятием «самопознание» мы хотим отметить наше усилие напомнить самим себе, что представляют собой вещи, которые мы представляем, исследовать переживания, понятия, концепции и базовые принципы религии, раскрыть ее основные свойства и ее ультимативные утверждения, ясно определить смысл ее основных учений и различить между основами и спекуляциями.

Понятием «самоанализ» мы стремимся отметить наше стремление различить как можно точнее, насколько аутентична наша позиция. Является ли наша религиозная позиция следствием внутреннего убеждения, или же это просто некое заявление, некий лозунг? Является ли существование Б-га явным фактом для нас, или же это просто вероятность? Что такое для нас «Б-г» – слово, имя, возможность, гипотеза, или же нечто явно присутствующее в нашей жизни? Слова пророков для нас – это просто древняя поэзия или же нечто обязывающее нас верить?

Религиозная мысль,  вера и чувства – это одни из самых сбивающих с толка явлений человеческого духа. Часто мы думаем, что мы верим в Б-га, в то время как реально объект нашей веры это лишь символ, указывающий на личные интересы. Часто нам кажется, что тяга, которую мы чувствуем в себе – направлена к Б-гу, а в действительности наши славословия направлены к силе, существующей лишь в этом мире. Возможно, нам представляется, что Б-г – этот тот, кому отдано наше сердце, в то время как в действительности все наши устремления отданы нашему эгоизму.  Отсюда ясно, что исследование нашего религиозного бытия есть задача, возложенная на нас постоянно.

Задача философии – понять, что мы имеем в виду. Мы мыслим с помощью слов, но использование слов не идентично пониманию их смысла. Более того, связь между словами и их смыслом достаточно гибка. Сами слова остаются неизменными, но их смысл может измениться. Когда мы говорим «наш Небесный отец» – одни представят это как нечто материальное, сидящее на царском троне, в то время как другим представится значение этих же слов, как некое прославление, и они поэтически описывают Б-га, находящегося за пределами любого словесного выражения.

Подобное самопознание необходимо по разным причинам. Изначальные учения религии никогда не выражаются в понятиях рациональных или догматических. […[. Отсюда следует потребность прояснить смысл этих выражений. Более того, поскольку эти выражения высказаны на древнем языке, мы обязаны проникнуть с особой осторожностью и достичь истинного намерения составителей Танаха.

Критическая оценка

Хотя в данном сочинении нас прежде всего направляет методика самопознания, существует еще один подход, который мы не имеем права забывать. Философию религии следует искать в двух направлениях: первое, как радикальное самопознание религии в терминах самой религии; второе – как критическая оценка религии с точки зрения философии. Философия религии – это стремление религии оправдать свои утверждении, т.е., доказать собственную правомочность а не только собственную релевантность. Есть лже-пророки, и есть истинные пророки; есть ложные религиозные учения, и есть истинные религиозные учения. Если определенная религия утверждает, что она религия истины – она обязана предоставить средства измерения собственной правомочности, как со стороны ее идей, так и со стороны ее событий.

Новая критическая оценка религии необходима по самой сути состояния, в котором происходит наше мышление. Мы не можем использовать свои критические способности во всех областях нашего исследовании, и в то же время избегать задавать вопросов, относящихся к религии.

Наша эпоха, по самой своей сути – эпоха критики, и необходимо, чтобы все было ей подчинено. Религия, вследствие своей святости, и законодательство, вследствие своей возвышенности, стремятся, как правило, устраниться от нее, но тем самым они вызывают подозрение, что есть им что скрывать, и они не могут требовать к себе уважение, которого разум удостаивает лишь тех, кто способны устоять перед свободной открытой критикой.

Критический подход к религии обязан затронуть не только ее базовые утверждения, но все ее законы – без исключения. Религия подвержена опасности извращения изнутри, и искажения – снаружи. Поскольку религия часто включает в себя идеи, не взросшие на ее духовной почве, есть необходимость различать между аутентичным с одной стороны, и между мнимым или искаженным с другой. Суеверия, самовосхваление, лишние устрожения, негативные предпосылки или высокомерие способны осквернить самую высокую традицию. Вера имеет склонность – когда разгорается ревность ее ревнителей – превратиться в нетерпимость и беспричинную ненависть. Отсюда ясно, что критика разума, вызов и сомнения, которые ставит нерелигиозный человек – способны помочь цельности веры больше чем наивная уверенность человека в справедливости своей веры.

Series Navigation<< Радикальное самопознаниеГешель: между философией и религией >>

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

1 комментарий к “Религиозная рефлексия”

  1. Радикальное самопознание необходимо в акте веры. Вера в истинность в то что веришь, необходимый атрибут религиозного человека. Как можно доказать истинность твоей веры? Только практическим путем, и путем сопоставления моего ожидаемого результата и объективного результата. Я должна знать: что для меня вера: лозунг, дань моде, эгоистическая выгода или настрадавшийся поиск истинного моего я в этом мире? Для этого должны быть знания — путеводитель, инструкция нахождения истинной веры, которая соответствует с твоей природой. Ну сейчас все предлагают свое, все как на базаре. Но правильно выбирает тот, кто умеет анализировать и сравнивать не сопоставленные вещи и проверять у себя внутри. Так собирается доказательная база твоей веры, которая как выясняется идентична с источником знаний твоей веры. Проще говоря, в процессе выяснения истинной дороги к вере, мы начинаем видеть источник и его инструменты, влияющие на ход нашей веры. Начинаешь понимать, что легко можно очутиться иллюзии, и стать идолопоклонником. Когда умеешь посмотреть критично и со стороны, доказательная база истинности веры собирается в гармоничную мозаику. Многим религиям не хватает доказательной базы, хотя многие практикующие могут нафантазировать себе что это истина, так работает наш ум — слуга желаний. Значит нужно еще проверить истинность желания, соответствует ли оно истинным твоим намерениям? Может твое или мое желание в том, что через якобы веру получить признание и славу или комфортное существование? Путь религии в ее истинном понимании — трудный и требующий глубокого самопознания труд.

    Ответить

Добавить комментарий для Ak-Yerke Отменить ответ