Рав Кук объясняет, что в будущем раскроется то, что называется «еврейская натура», природа еврейской души. Это сущностная сила, называемая «тэва Исраэли». Источник этой идеи можно найти в маамаре Среднего Ребе в «Атерет Рош» на Рош аШана.
Есть там маамар, который начинается словами «Тогда вострубится в великий шофар», на Рош аШана. Он объясняет, что «вострубится» это не значит, что кто-то будет трубить в шофар, но «вострубится» сам по себе. Это значит, что это не происходит силой человека, но приходит Свыше.
Он объясняет, что также во время Дарования Торы трубили в Шофар. Но это был «малый шофар». Но собирание изгнанников – это «великий шофар».
Он говорит, что в будущем все раскрытие сущности Израиля не будет происходить из Торы, но из еврейской души, из сущности еврейской души.
Средний Ребе пишет это в начале 19 века. Рав Кук сто лет спустя видит, как это начинает реализовываться. И это вся идея понятия «природа еврейской души».
«Израиль (души Израиля) предшествовали Торе». Б-жественная печать еврейской природы — это нечто, что предшествует Торе. Свет этой природы раскрывается в Торе и раскрылся во время Дарования Торы. Но в будущем будет раскрытие сущности еврейской природы, и это называется «Великий Шофар».
Это то, что говорит рав Кук. Что то, что раскрывается здесь и сейчас, на улицах Яфо, это «кибуц галуйот», собирание изгнанников.
Рав Кук видел – в эпоху, когда весь Тель Авив и Яфо были меньше, чем Бат Аин сегодня, он уже видел собирание изгнанников.
Какая сила действует и раскрывается здесь? – Это природа еврейской души.
То, что «трубит здесь в Шофар» – это не Тора.
Что привело к пробуждению еврейства России? – Это не Тора. Пробуждение началось из интереса к истории, из связи с Эрец Исраэль и т.д. Это пришло из природы еврейской души. Потом из этого пришли к Торе.
(до сих пор урок рава Карпеля. Далее мои примечания)
*