Тонкая грань

И еще одно замечание:

Неоднократно можно слышать, что хасидизм в чем то напоминает хство, и что вера в «вечноживого Ребе – это настоящее хство». Понятно, что хабадники с пеной у рта будут доказывать, что это не так…

Давайте дождемся отстоя пены, и посмотрим:

Известно, что непосредственными предшественниками хасидизма были саббатианство и франкизм. Саббатианство закончилось массовым принятием ислама, а франкизм – принятием католичества, как известно. И именно с этим было связано то, в высшей степени подозрительное отношение ортодоксального иудаизма к новому течению.

Можно ли подумать, что это – случайность? Я не думаю. Что я да думаю – подобно тому, как хство – это обращение к «сойвев» – собственно, любая клипа тянет энергию из сойвев – и в этом ее опасность, и поэтому в отношении клипы требуется особая осторожность – так и хасидизм (и каббала, в более общем смысле) – это обращение к сойвев (классическое «свет мира хаоса в сосудах мира тиккун). Поскольку каббала и хасидизм обращаются «напрямую» к сойвев – всегда есть опасность перейти черту, и упасть в клипу. Требуется очень большая осторожность, очень развитое чувство равновесия, чтобы не упасть.

Почему все же хасидизм не упал? – Есть на эту тему известный «ворт», что «если бы не было миснагдим – не было бы и хасидим». Руководители хасидизма (возможно, отдавая себе отчет в опасностях «высокого напряжения» с которым имеет дело хасидизм) – сделали все, чтобы хасидизм не стал отдельным направлением в иудаизме. Алтер Ребе, как известно, делал все, чтобы навести мосты с «миснагдим» – не просто потому, что он искал мира, возможно, в еще большей степени потому, что без «уравновешивающего фактора» миснагдим – хасидизм легко мог выродиться в нечто, достаточно близкое к саббатианству, не дай Б-г.

И в последующие двести лет каждый хасид знал: на него смотрят «бешева эйнаим», он должен быть образцом, и не дай Б-г нарушить какой-либо пункт ШО.

В этом смысле то разделение между Хабадом и остальным религиозным миром, которое произошло в последние 50-60 лет, разделение прежде всего ментальное – сегодняшний среднестатистический хабадник искренне считает себя «новым Израилем» (и соотв. от него зависит спасение человечества…), и ему, мягко говоря, наплевать, что скажут об этом «миснагдим»… — отнюдь не на пользу Хабада.

В отсутствие настоящего контакта и диалога со всем остальным религиозным миром, мы наблюдаем, увы, явления, как будто бы списанные с эпохи зарождения хства:

— Достаточно «верить в Ребе», чтобы «спастись». Не важно, что ты делаешь, главное – что ты «веришь в Ребе»? Знакомо? («Бегуф гашми» или нет — это детали). Увы…

— Можно вести себя аморально, и при этом считать себя хасидом, мекушор, «нахат руах леРебе». Знакомо? — Еще как! — К сожалению, аморальность, асоциальность — это качество всего харейдимного мира, непосредственно берущее свои корни из хства. Двойная мораль, мораль только по отношению к «своим», заметание под ковер различных проблем — это вполне в стиле средневекового иезуитства.

Наконец, как мы уже сказали, основное качество хства – это подавление инициативы, родившись и развившись среди рабов – хство превращает человека в раба.

Современный Хабад – это, прежде всего, проповедь «битуль». Что такое «битуль»? Да, да, битуль означает рабство. Битуль перед Ребе, битуль перед машпиа, битуль перед «игрот». Это опасная метаморфоза религии свободных людей в религию рабов. Битуль, фатализм, сковывание инициативы и самостоятельного мышления – это настоящая «зараза» современного Хабада. Я не говорю даже о том, что «среднестатистический» хабадник не знает, не знаком и его не интересует, что происходит в других направлениях иудаизма – он уверен, что в Ликутей Сихойс и в Игройс уже есть все, что ему нужно… Любая попытка самостоятельного мышления – даже в рамках Хабада – немедленно делает человека «персоной нон грата» в Хабаде.

[Об элементах хства в других направлениях иудаизма – милости просим, приглашаем адептов сооотв. направлений поделиться с нами своими впечатлениями. Я не пишу об этом не потому, что не вижу в современной ортодоксии элементов хства – еще рав Кук об этом писал – а потому, что я не в теме.

Укажу лишь, что нежелание работать, ненависть к светской науке и т.д. – это из хства (см. статьи на сайте йешива, это оттуда). Отделение морали от религии, «двойная мораль» – в отношении «к своим» и «к чужим» – это тоже типичное хство. Ну да каждый пусть сам делает для себя свой хешбон нефеш].

Series Navigation<< «И научатся делам их…»Это сколько же надо украсть?.. >>

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий