Каббала: лицом к лицу (3)

Вернемся теперь к отношению между человеком и человеком, основной «модели», на которой мы можем «отработать» свои отношения со Вс-вышним[1].

Мы уже говорили, что по идее, тшува должна улучшать «качество» нашей жизни. Меня тут уже спрашивали, что я имею в виду под «эффективностью» тшувы – в контексте нашего рассмотрения можно сказать, что тшува должна улучшать качество и количество наших связей (разрешенных шулхан арухом, конечно…)

Как уже говорилось, изначально мы повернуты к Вс-вышнему «затылком к затылку» – «мы не нуждаемся в этой гипотезе», Он для нас как бы не существует. Поскольку, как известно, Вс-вышний принимает правила игры человека[2] – то наше представление о том, что Его нет – приводит к тому, что Он отворачивается от нас, не желая «смущать» нас своим взглядом.

«Делая» тшуву – мы зачастую совершаем одну трагическую ошибку. Поворачиваясь ко Вс-вышнему лицом – мы тем самым приводим к тому, что Вс-вышний тоже поворачивается к нам лицом, и может возникнуть настоящий и правильный контакт лицом к лицу – когда мы исполняем заповеди не из страха, а из любви, не ради того, чтобы мне за это что-то было, а из любви к своему народу, из любви к истине, наконец.

Я помню, когда начинал делать тшуву – я никак не мог понять, почему нужно исполнять заповеди «из страха». После всех подробных объяснений – я могу сказать, не понимал, и не нужно было понимать! «Из страха» – означает лицом к затылку. Мы делали тшуву – чтобы быть лицом к лицу[3]. Но – под влиянием окружения, под влиянием, прежде всего, книг, написанных в прошлых поколениях, и описывающих служение прошлых поколений – мы развернули Вс-вышнего затылком к нам. И только прийдя к противоречию с самим собой, и после долгих поисков, приходишь к выводу, что изначальная идея была правильной, что Вс-вышний хочет от нас отношения «лицом к лицу», чтобы мы вернулись к нему — не в качестве униженных просителей, а в качестве полноправных сынов Вс-вышнего[4].

Как мы уже сказали, внешнее проявление состояния лицом к затылку – это пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие динамизма, стремление к максимально жестким «правилам игры».

Как мы тоже уже сказали, эта «жесткость» противоречит самой сути мироздания, и еще больше – противоречит его цели.

«Встретить Мошиаха» – это повернуться к нему лицом, и повернуть его к нам лицом – установить с ним двустороннюю активную связь, конструктивный диалог, а не только «я начальник ты дурак, ты начальник я дурак».

Можно сказать, что развитие технологии последних десятилетий и даже лет дает нам ясное указание на то, что сегодня требуется двусторонняя, активная связь.

Развитие интернета в его первое десятилетие – это совершенство односторонней связи. Каждый «машпиа» – «передатчик» получил в свое распоряжение невиданный «усилитель» – буквально каждый может создать сайт в интернете и достигнуть самых далеких краев, без особых для этого усилий (или по крайней мере, усилий, не сравнимых с теми, что требовались для этого прежде).

Но интернет не остановился в своем развитии. Наступила эпоха «Веб-2». Лично для меня было достаточно сложно понять, что такое веб-2, и заняло немало времени, чтобы понять и принять это новое явление.

Что означает «веб-2»? Веб-2 – это интеракция. Веб-2 – это социальные сети, социальные закладки, социальные плагины.

Как мы уже сказали, что совершенная связь — это активная, двусторонняя связь, когда каждый не только слушает, но и говорит, и не только говорит, но и слушает.

Говорите – Вас услышат!


[1] Известный «ворт» Алтер Ребе, что любовь к ближнему комментарий и объяснение («модель») любви к Вс-вышнему.

[2] «По дороге, что человек идет, ведут его», «знай = все что Свыше – от тебя» по объяснению Баал Шем Това

[3] В известном смысле, наверное, можно утверждать, что то, что Вс-вышний «стер» целые поколения из религиозной жизни – наверное, это не только для того, чтобы мы просто «вернулись», а для того, чтобы вернулись – на другом уровне – «опускание ради подъема». Собственно, в начале тшувы часто присутствует это «опускание ради подъема», потом оно, правда, куда-то уплывает…

[4] Т.е., мы служим Ему «правильно», но это было правильно – в прошлых поколениях. Сегодня требуется другое служение. И «правильное» служение вчера – это «авода зара» сегодня. Почему сегодня столько евреев шарахается от иудаизма? Шарахаются куда угодно – вплоть до христианства, не дай Б-г? Да потому что сегодня все ищут любви, а приходя в иудаизм, они встречают кучу формальностей, а про любовь говорить никто не хочет и не может. Что возвращает их назад? Любовь и только любовь. Встретят где-то в Таиланде хабадника, который им улыбается – вот и делают тшуву… Это же парадокс, что иудаизм – религия Авраама, про которого сказано в Торе «Авраам, любящий Меня», «первый любивший и первый веривший», по выражению рава Гинзбурга на последнем уроке (в Цфате)

Series Navigation<< Каббала: лицом к лицу (2)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий