Мсирут нефеш по-хасидски

Хочу рассказать следующую замечательную майсу (от рава Глуховского, в последний суккот):

Давным давно, когда хасидизм только-только зарождался, и не все еще его воспринимали позитивно (как сегодня…) – в одном местечке собрались несколько хасидов. Миньяна своего у них не было – их было как раз человек 9, а шхиту они хотели кушать только хабадскую. Алтер Ребе в свое время ввел так называемые «полированные ножи» (сегодня этими ножами пользуются все, а тогда это был одним из основных пунктов разногласий между хасидим и миснагдим), и хасиды хотели кушать шхиту от шохета, который пользуется заточенным по Алтер Ребе ножом (я сам не шохет, поэтому не знаю в точности в чем отличие – кто знает – пишите в комменты).

Пошли к Цемах Цедеку (Третий Любавичский Ребе).

Цемах Цедек выслушал их внимательно и сказал: «ради постановления моего деда стоит идти на мсирут нефеш». «мсирут нефеш» – означает крайнюю степень самоотверженности, вплоть до угрозы жизни.

В общем, как и ожидалось «лучшие люди города» не очень на это все хорошо посмотрели, и их вызвали на «дин Тора» – на суд Торы. Уважаемые судьи обрушились на хасидов с различными обвинениями («шхутей хуц» и т.д. – кто знает тот знает, кто нет – я не берусь здесь объяснять).

В пылу разговора один из судей бросил как бы вскользь: «амаарцут»! («безграмотность»!) Типа, ваши ножи – это просто безграмотность!

Один их хасидим подошел к столу, посмотрел на книгу, лежавшую на столе. «Хидушей Могаршо» (достаточно «продвинутый» комментарий на Гемару). Открыл его на середине и спросил у уважаемого судьи: «что здесь говорится»?!

Уважаемый судья не был готов «с ходу» ответить, он сначала взялся за Талмуд, потом за Раши и Тосафот, потом начал разбираться с тем, что говорит Могаршо…

Хасид прервал его, и начал цитировать по памяти Гемору, Раши, Тосфот, сопровождая это все объяснениями, потом разъяснил Могаршо…

Судьи были изумлены.

Хасид открыл Могаршо еще на одном месте. Сцена повторилась. Снова судья должен был долго разбираться, а хасид процитировал ему Талмуд со всеми комментаторами, и потом разъяснил Могаршо тоже.

Увидев такой «геонут» – судьи оставили хасидов в покое.

Покинув «зал суда», хасиды спросили у своего товарища: как у тебя хватило наглости так разговаривать? Ведь это же «йешус» («гордыня», «высокомерие» – худший из недостатков в учении хасидизма)?!

Хасид ответил: Ведь Ребе сказал – идти на мсирут нефеш. Поэтому я вынужден был поставить их на место, даже ценой того, что показал им свою ученость.

Рав завершил этот сипур следующим выводом:

Проще всего быть в битуль – ничего не делать. Иногда именно продемонстрировать свой «йешус» – это и есть истинное служение, требующееся от человека. Это истинный «мсирут нефеш».

Ребе сказал нам — и каждому из нас — еще двадцать лет назад: «сделайте все, что в ваших силах!» «Все, что в Ваших силах» — значит, что даже если Вам влом, даже если Вам это кажется «нескромным», проявлением «йешус» и т.д. — эйн брейра — нет другого выхода — это нужно делать, если больше некому.

«Скромность рабби Зехарии бен Авкуласа разрушила наш Храм, и сожгла наше Святилище, и изгнала нас из нашей страны…» Я всегда вспоминаю эту цитату и думаю:

Вы думаете, это из-за Камцы и бар Камцы был разрушен Храм?Вы ошибаетесь! Камца и бар Камца были два шлемазла — какой с них спрос? Скромность рабби Зехарии — это то, что разрушило Храм!

Что мы из этого учим? Очень простой и «очевидный» вывод: скромность (хорошо, ложная скромность — так лучше?) может быть самым разрушительным качеством для человеческой личности и для общества в целом.

Так что хевре — не надо быть «скромными» как рабби Зехария!

Как избежать ложной скромности и с другой стороны, избежать йешус — продолжение следует им ирце Гашем.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий