- А.И. Гешель. «Б-г ищет человека»
- Ситуативное мышление
- Радикальное самопознание
- Религиозная рефлексия
- Гешель: между философией и религией
Давным давно искал эту книгу Гешеля — «Б-г ищет человека». Гешель считается одним из виднейших религиозных философов иудаизма 20 века. См. о нем в «Вики». Наконец, нашел, и сел переводить. Вот самое начало.
Авраам Йегошуа Гешель
Б-г ищет человека
Глава 1
Самопостижение в иудаизме
Открыть вопросы заново
Принято обвинять светскую науку и философию в том, что религия была исторгнута из современной цивилизации, и блеск ее погас. Было бы более правильно обвинить саму религию в ее плачевном состоянии. Религия погасла не потому, что была опровергнута, но потому, что превратилась в нечто не-релевантное, скучное, давящее и второстепенное. Когда религиозные принципы полностью занимают место веры, когда привычка приходит вместо служения Б-гу, когда сам факт современного кризиса религии замалчивается под предлогом славы минувших дней, когда вера – это нечто передаваемое по наследству а не источник живой воды, и когда религия говорит лишь от имени авторитета, а не от имени милости – тогда ее весть становится бессмысленной.
Религия – это ответ на самые глубокие вопросы человека. Кодга мы теряем интерес в «последних вопросах» – религия теряет свою релевантность, и начинается кризис. Основная задача религиозной философии – раскрыть снова те вопросы, ответом на которые является собственно религия. Подобное исследование должно проводиться как в проникновении в глубины сознания человека, и также в углублении в учения и принципы религиозной традиции.
Есть мысли мертвые и мысли живые. Мертвая мысль подобная лежачему камню – ничего не вырастет из него. Живая мысль подобна семени. В мыслительном процессе ответ, после которого не следует вопрос – лишен жизни. Иногда он поднимается в мысли человека, но он не способен проникнуть в глубину его души; иногда он становится частью суммы знаний человека, но никогда не сможет раскрыться как творящая сила.
Философия и теология
В нашем поиске забытых вопросов, дух философского исследования и его методология более важны, чем теология, теоретическая, нормативная и историческая по своей сути. Можно определить философию как искусство задавать правильные вопросы. Философское мышление, в отличие от песни, не есть самоценный поток сознания, но, и это один из его верных признаков – это явное представление проблемы и попытка ее объяснения. Начало теологии – в основах веры, начало философии – в вопросе. Философия видит прежде всего вопрос, а в теологии ответ предопределен изначально. Но нам не следует закрывать глаза на следующее важное различие: философские проблемы не только не идентичны проблемам религиозным, но также их статус отличен. В определенном смысле, философия это мысль, у которой есть начало но нет конца. В философской мысли, сознание проблемы продолжает существовать долгое время после того, как предложенные решения уже отжили свой срок. Ответы философии выглядят подобно вопросам; каждый новый ответ порождает серию новых вопросов. В религии, напротив, тайна ответа парит над всеми вопросами. Философия обсуждает проблемы, как универсальные темы. В религии универсальные темы воспринимаются как личные проблемы. Таким образом, философия подчеркивает первичность проблемы, в то время как религия подчеркивает первичность человека.
Фундаменталисты утверждают, что на все последние вопросы уже дан ответ. Философы, относящиеся к направлению логического позитивизма, считают, что все эти вопросы лишены смысла. Те, кто не относят себя ни к высокомерию первых, ни к равнодушию последних, отвергая фальшивые ответы и схоластические увертки, сознавая, что само наше существование ставит на чашу весов последний вопрос, который гораздо важнее, чем удовольствие окончательного ответа – для них сомнение, порождаемое таким знанием – есть начальная точка исследования.
В мыслительном процессе ответ, после которого не следует вопрос – лишет жизни.
Что такое «лишет»? Лишение? А возможно, ответ, после которого не следует вопрос – мертвый?
исправил. спасибо