Душевная чистота как основа служения. «Сын, ставший слугой», урок 1, Ицхак Ройтман, 23 февраля 2020

Вообще то это был урок рава Гинзбурга для группы учеников 7 класса школы «Торат Хаим», посвященный смыслу «бар мицва», религиозного совершенолетия, который я собирался переводить и комментировать.

Собственно, далее мы вернемся к этому уроку рава. Это первый урок из серии моих уроков основанных на данном уроке рава (см. плейлист https://www.youtube.com/playlist?list=PLsbvCMLOLC28gpldgehKFSNWImXOoMRUW)

Получилось, что урок начался с подробного послесловия к предыдущему уроку (https://www.youtube.com/watch?v=q0TeyX0hftg&t=2s), о соотношении разума и эмоций, о «мужском» и «женском» служении.

Первичный грех Адама внес нечистоту в души человества. Есть ли какая то общая формула нечистоты и очищения?

Душевная чистота трудно измерима или постигаема разумом. И тем не менее, это трудноизмеримое и трудно постигаемое качество есть суть и смысл служения Вс=вышнему.

Возможно, что еще перед тем, как сформулировать, что чистота и цельность души означает рахманут, сочувствие и сопереживание (так обьясняется в хасидизме, и рав много об этом говорит), есть еще что-то. Можно понять из истории Адама, что изначальный, «первородный» грех, за который он был изгнан из рая, это грех неблагодарности, «женщина которую ты мне дал».

В известном смысле, это более «тонкий» дефект души, чем неспособность проявить сочувствие и сопереживать. Но само это говорит, что его корень — в глубинах подсознания. Неспособность благодарить, неспособность даже понять, что нужно благодарить — это нечто, лежащее в самой глубине души, какая то очень глубокая нечистота, результат греха Адама. В известном смысле, все наше служение в течение 6000 лет это чтобы исправить только этот грех.

*

Служение разума и служение эмоций. Служение разума — это нечто, что можно понять. Служение мидот, эмоций, это нечто, что трудно понять и сформулировать.

Что значит «чистота сердца»? Что значит «хен», та милость и симпатия, котрую Эстер находит в глазах Ахашвероша? Как она достигается?

Первая идея, что чистота сердца достигается с помощью «шести месяцев маслом мирры и шести месяцев благовониями». Можно это интерпретировать как шесть месяцев тшувы, и шесть месяцев изучения хасидизма…

Но более глубокая и общая формулировка, особенно, если понять что служение разума это «мужское» служение, а служение эмоций, сердца — это «женское» служение, основная заповедь женщины это миква. Миква — это ритуальная чистота.

Рамбам говорит, что законы ритуальная нечистоты необьяснимы рационально. Так и чистота души — это нечто иррациональное, но вполне ощутимое.

И это то, что имеет основное значение сегодня вообще, и особенно, во времена перед приходом Мошиаха, когда, как объясняется в каббале, происходит «подьем малхут», это «женское» служение, основа которого — душевная чистота.

Насколько я очистил свою душу, настолько мое служение будет полно добра и света. Настолько моя жизнь будет наполнена светом.

Это, собственно, было предисловие…

Далее, основная часть урока обсуждает и обьясняет идею «сына, который сделался слугой», темы, которую формулирует Ребе Рашаб, и которая, как обьясняет рав Гинзбург, есть основа и смысл бар-мицвы, религиозного совершеннолетия.

До бар мицвы ребенок это «сын», его отношения с отцом полны любви и света. Бар мицва — это опуститься, «опускание ради подъема», стать слугой своего отца.

Хотя это представляется падением, опусканием, тем не менее, как обьясняет рав, именно в этом опускании на ступень слуги есть основа настоящего подъема.

Как это связано с чистотой души? Именно служение «слуги» по-настоящему очищает душу человека, и исправляет изначальную нечистоту неблагодарности

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий