10 августа Рав Кук. Есть у тебя крылья духа (1)

 

РК Нужно верить в свою жизнь. Если ты захочешь, человек, посмотри на свет Шхины, который разлит по всему творению, посмотри на наслаждение небесной жизни, как оно проникает в каждый уголок жизни, духовный и материальный, который ты можешь видеть своими мясными глазами, или своими духовными глазами.

РИ Т.е. первое он говорит: посмотри на свет Шхины, который разлит во всём творении. Это первое – видеть Б-жественность в мире. Не искать Б-га наверху, а искать Б-га здесь. Посмотри на свет Шхины, разлитый по всему творению, посмотри на наслаждение небесной жизни, как оно проникает в каждый уголок жизни. То, что называется мир создан милостью, и эта Б-жественная милость, Б-жественная любовь разлита по всему миру. И первое, что человек должен делать – это увидеть это наслаждение, увидеть эту любовь, и можно сказать, что это качество Авраама. Авраам – это хесед. И иудаизм начинается с того, что увидеть наслаждение, которым наполнен весь мир. Это первое. Увидь это мясными глазами и увидь это духовными глазами. Опять же, он говорит, о том, что видеть Б-жественность на физическом уровне – это основа основ, это базис вообще любого служения Всевышнему. Когда мы читаем про Баал-Шем-Това, мы читаем, что он ребенком любил блуждать по лесам. И это делали ещё многие цадиким (праведники). На первый взгляд странно. На первый взгляд такой цадик, как Баал-Шем-Тов должен был сидеть и учиться целыми днями, не отрывать глаза от книги. Он говорит – нет. Основа основ служения Всевышнему – вглядись в свет Шхины, который разлит по всему творению. Только потом ты можешь облечь этот свет в буквы. То, о чём он говорит дальше.

РК Задумайся о чудесах творения, о Б-жественности творения. Не как какой-то бледный план, который представляют тебе издалека, но знай реальность мира, в котором ты живёшь.

РИ Опять же, не убегай от мира, не запирайся в доме учения, ходи по миру. Авраам Авину сказано: «Лех Леха», иди, исследуй эту землю, пройди её своими ногами, только потом ты можешь заключить союз, сначала просто ходи по этой земле

РК Познай себя и свой мир. Знай, мышления твоего сердца и каждого мыслящего и думающего, найди источник жизни внутри себя, над собой, вокруг тебя, красоту жизни, в которой ты находишься

РИ Опять же, здесь в этом мире смотри как прекрасен этот мир, знай, что находится в твоем сердце, знай что говорит каждый мыслящий и думающий. Что это значит? Книжки читай, кино смотри, художественную литературу читай, и необязательно религиозную, необязательно еврейскую. Мысли твоего сердца и мысли каждого думающего. Найди источник жизни внутри себя. Что в этом мире даёт тебе самый большой фидбэк, что в этом мире даёт тебе ощущение, ради чего жить. У каждого это что-то своё.

РК Любовь внутри тебя, подними её до корня её силы, её наслаждения, её великолепия, расширь её по всем её направлениям на всё течение живой души миров.

РИ Дальше сложная фраза… «Неспособность её выразить уменьшает её свет» — что-то в этом духе.

РК Смотри на свет внутри них, пусть не поглотят твою душу имена, слова, выражения и буквы.

РИ вчера мы говорили об этом много, что излишняя вербализация уменьшает свет души, поэтому не надо торопиться всё вербализовывать.

РК Они в твоих руках а ты не в их руках (буквы). Поднимайся выше и выше, ибо есть у тебя сила, есть у тебя крылья духа, крылья великих орлов, не отрицай их, чтобы они не отвергли тебя

РИ Т.е. человек не должен отвергать те силы, те способности, те склонности, которые у него есть.

РК Ищи их, и они найдутся тебе. Человек, который ищет близость к Б-гу, должен чувствовать внутри себя, что душа его жизни – это часть возвышенного переживания, возвышенного, более высокого мира. Человек должен чувствовать, насколько он часть всемирной системы, должен чувствовать, что его душа связана с высшими причинами, которые управляют миром.

РК И это возвысит полет его мысли, и важность его воли. Высшее благо из глубины Высшей милости раскроется на нём.

РИ Т.е. человек не должен чувствовать, что «он ничто и зовут его никак». Наоборот, он должен чувствовать, что он часть чего-то огромного, часть какого-то космического плана, часть какой-то космической энергии. И тогда, то что он хочет, его воля – это на самом деле важно. Человек может сказать: «Ай, моя воля и то, что я хочу – это всё Ецер аРа.» Он говорит – нет. То, что ты хочешь, это важно, это Всевышний дал тебе эту волю, это желание.

РК Одна из ступеней проблеска святого духа- это когда выясняется человеку величие его отношения перед Б-гом, его пропорциональности Б-гу.

РИ Т.е. когда человек начинает понимать, насколько он важен для Всевышнего, что как говорится, поезд не поедет без тебя.

РК И отсюда происходит сознание, должно становиться всё яснее и всё ярче соотношение всего мира к Б-гу.

РИ Т.е. люди думают, что чем больше мы подчеркнём свою ничтожность перед Б-гом, тем больше мы возвысим Б-га. Рав Кук говорит обратное: что Святой дух, пророчество – это чувствовать насколько этот мир важен Б-гу. Начать с самого себя и дальше почувствовать в отношении всех вещей этого мира насколько они важны для Всевышнего.

РК Главное в этом выяснении, чем глубже человек задумывается об этом соотношении, что этот мир важен Б-гу, тем выше он поднимется. Тем выше поднимется совершенство всего мира.

РИ Т.е. тем больше он добьётся личного совершенства, и тем больше он так сказать тем больше усовершенствуется весь мир. Т.е. движущая сила человека и всего мира – это сознание своей важности для исполнения Б-жественного плана. А не сознание своей греховности, ни в коем случае.

РК И всё это зависит от цельности человека, который верит в Б-га.

РИ Верить в Б-га означает верить в свои силы, которые Б-г тебе даёт, другими словами.

РК Прямой человек должен верить в свою жизнь.

РИ Мы вчера разбирали, что значит прямой человек. Прямой – это значит не грешил, или это просто прямой путь. А прямой путь в служении Всевышнего – это верить в свою жизнь. Что такое верить в свою жизнь? Это верить своим эмоциям, верить своим интуиции, не подозревать себя на каждом шагу. Не думать, что это какая-то дурная мысль, не думать, что это какое-то дурное намерение, Как мы сказали, что дать первой системе управлять человеком, не бросать всё на вторую систему.

РК Тора безусловно должна освящать его путь. И тогда он, с помощью Торы, сможет увидеть место, которое нуждается в исправлении, где может быть ошибка. Иногда душа может сбиться с пути. Но в качестве постоянного пути, в качестве постоянной позиции должна быть душевная уверенность.

РИ Т.е. человек не должен на каждом шагу спрашивать себя или других: «Всё в порядке?» Всё нормально? Человек не должен постоянно держать руку на пульсе. Потому что держать постоянно руку на пульсе – это сбивает ритм человеческой жизни. И это называется верить в свою жизнь. Верить в свою жизнь – это значит верить в то, что моя природа, она управляет мной правильно, как правило. Если не так, что есть какие-то исключения.

РК Человек в Израиле обязан верить, что Б-жественная душа находится внутри него, и что его сущность – это одна буква из Торы. Буква из Торы – это целый мир, который идёт и умножается бесконечно. Даже одна песчинка духовная может распространяться до бесконечности. И не хватит человеческой жизни объяснить все законы, основанные на мудрости, сочетающие знание и силу, которые есть внутри неё (песчинки). И тем более, что народ в принципе должен верить полной верой, ясной верой, пламенной верой в свою жизнь, в свои наклонности и идти с ними со всей уверенностью.

РИ Так же как человек должен верить в свою жизнь, и не подозревать себя каждый раз, а вдруг я что-то делаю не так, так и народ в целом должен верить в свою жизнь, в свои здоровые силы, потому, что его здоровая природа она нормальная, здоровая, правильная. И идти со всей уверенностью по этим путям.

РК  Тогда он будет знать, что он идёт по пути, освященным Торой жизни.

РИ Это называется Торой жизни, как та Тора, которая есть в обычной естественной жизни.

РК недостаток веры в то добро приводит в смятение сердце. И это смятение сердца, оно приводит к тому, что человек даже не пытается подняться на какие-то возвышенные ступени. Он говорит: а вдруг я не достоин к таким высоким стремлениям, к которым стремиться его душа, и поэтому он падает. Он не верит, что ему суждено подняться высоко. И поэтому он падает. Не просто он падает, он разрушается, он деградирует. И это основа любого падения человека, и оно приводит человека ко всякому смешению ума и недостатку, обиде и ненависти, кровопролитию.

РИ Он говорит: всё от того, что человек не верит в свою жизнь, не верит в добро, которое есть в мире, что он постоянно подозревает всех и вся, и самого себя тоже. И это то, что ломает ему жизнь.

РК Не верит в свет веры, который светит внутри него.

РИ В нашем поколении какие-то формулы переворачиваются. Мы всегда говорим: «Верить в Б-га. Верить в Б-га». А что такое верить в Б-га? Это так сказать, концепция того, что там наверху. По большому счёту я не знаю, что там наверху. Чем больше я пытаюсь выяснить что там наверху, тем меньше я понимаю, как это работает. Тогда что такое верить в Б-га? Верить в Б-га – это верить людям. Тот, кто верит в Б-га он верит людям. Не значит, что человек должен быть наивным, не значит, что человек должен быть дураком. И тем не менее есть такое понятие: верить людям. Как мы сказали есть система один и система два. Система один по умолчанию – верить, а система два по умолчанию – не верить. И преимущественно должна работать система один. Статистически это выигрывает. Пример: звонят мне по телефону: «А не хотите вы пожертвовать 18 шекелей на какой-то такой суперпроект?» Я могу сказать: «А, они всё равно украдут все деньги», и не дать. А могу сказать: «Ок. 18 шекелей раз в месяц не такие большие деньги. Я могу себе позволить» Мне кажется, что в таких вот мелочах: я верю или не верю, я фактически воспитываю себя верить. Если не слишком дорого – лучше верить. Один раз какой-то большой израильский раввин сказал, что 90% обманщики. Что совершенно не обязательно давать им деньги. В своё время был разговор с равом Гинзбургом, и он сказал: давать. Это не твоя проблема. Ты можешь поверить человеку на один шекель, что он его не украдёт, а даже если он его украдёт? Ну и что? Парадокс в том, эффект в том, что, если я верю человеку, причём эта вера проявляется в каком-то действии, небольшом. Т.е. ещё раз говорю, что первая система, она работает для быстрых задач и не очень дорогих. Т.е. если ко мне подойдёт человек и скажет: «Я хочу 10тыс.долларов», наверное, я могу посомневаться. А если человек просит у меня 10 шекелей, то в чём проблема. В конечном счёте вся Тора — это самовоспитание, вот на каких-то таких моментах. Один из переводов слова «имуна» — написано про Мордехая, что он был воспитателем Адасы, она же Эстер, т.е. имуна означает воспитание. При всей глубине корня веры и т.д. имуна означает воспитание, что человек должен себя воспитывать вот на таких каких-то мелочах, привычках. Какая ещё привычка? Молиться каждый день в синагоге. Привычка? Да. Т.е. если человек будет исходить из того, что: ну, я должен каждый день молиться так, что Баал-Шем-Тов говорит, что то, что человек остаётся в живых после молитвы – это чудо, потому что от того что человек молится его душа по идее должна вылететь из тела. Поэтому, то что человек остаётся в живых – это чудо. Человеку надо себе сказать: окей, я понимаю, что такая молитва мне пока не светит, но имуна означает привычка, имуна означает воспитание. Это значит, что я пойду в синагогу ещё раз, пойду сегодня и пойду завтра, и буду молиться три раза в день. И потихонечку капля по капле, какие-то вещи прорастут в моей душе. Даже если, так сказать, тридцать лет я пытался это сделать и не получилось, беседер, можно иногда получить все потери назад. Мы как-то рассказывали историю, как один человек стоял у Котеля и молился, и прочитал все Теилим, всё было сухо и без души. И на последних пяти Теилимах вдруг что-то пробилось в его душе. И потому иногда человек молится тридцать лет и потом вдруг что-то пробудится в его душе. А можно сказать наоборот, если мы родились нерелигиозными, в нерелигиозном мире, который по сути своей рационалистичен. Само то, что мы ищем – это уже надо повесить себе на грудь какую-то медаль, олимпийскую. Уже само то, что мы не отчаиваемся найти в себе веру, это уже достойно поощрения. И кто ищет, тот находит. Ещё раз говорю: имуна – это привычка. А привычка, как Рамбам пишет – всё по количеству действий. Когда задают вопрос, а что лучше – дать один раз 100 шекелей, или давать каждый день по шекелю? Аллахический ответ совершенно чёткий, что всё по числу действий. Т.е. когда человек каждый день даёт какую-то небольшую сумму, он исправляет свою душу гораздо больше, чем тот который один раз даёт какую-то большую сумму. Потому что эффект исправления он зависит от количества действий. Так это работает.

РК Израиль – это основа веры в мире. Вера в Б-га во всей её красоте раскрывается в народе Израиля. И поэтому он и только он был и будет светить светом Высшей веры в мире.

РИ Вера в самом простом уровне означает доверие. Если у тебя нет оснований подозревать человека, что он плохой – не подозревай, считай его хорошим. Это так сложно, на самом деле, глядя на то, что пишется в фейсбуке. Столько грязи льётся, столько недоверия льётся. А интересно, спросили у рав Шерки насчёт нашего нового правительства, которого не пинает, как говорится, только ленивый. Он сказал: «А что вы хотите? То, что он сделал – это законно» Вот такой он дал ответ. Он не может сказать, что это незаконное правительство. Да, так устроен мир, и есть в этом определенные риски. Да, они делают определённые ошибки. Но исходная позиция рава Шерки – доверять. Дайте ему кредит доверия. Сколько он командует – два, три месяца? Ошибается? Да. Ошибается. Ну дайте ему хотя полгода. Давайте посмотрим, что будет. Как будто особенно у тех, кто уехали из России, вообще нет этого. По умолчанию мы не доверяем. По умолчанию мы не верим никому и ни чему. Это только показывает сколько веры у нас есть. А говорит рав Кук: по умолчанию надо верить. В конечном счёте это то, что Всевышний решил. Тут есть ещё один момент. У меня сегодня как раз была по этому поводу мысль. Рав Гинзбург где-то пишет про правых и левых. Каин и Авель – кто там правый и кто там левый? Каин левый, а Авель правый, Авель – это правые мозги, те которые мозги веры. Каин – это левые мозги, те мозги, которые подозревают. Получается, что Каин – это однозначно плохо, а Авель – это однозначно хорошо. Но есть такая вещь, там дальше написано. Когда Каин отправляется в своё путешествие, написано, что он построил город. Оказывается, что Каин умеет не только убивать, он умеет ещё строить города. А Итро – он же потомок Каина. Т.е. опять же, без участия Итро каким-то образом, не получается дать Тору. И рав как-то говорил о том, что келим (сосуды) они все с левой стороны. Свет, он с правой стороны. Т.е. Авель – это символ света, Тора Ор, Тора — это Свет. Поэтому Моше он как раз Авель. А Каин – это сосуды. Этот свет нуждается в сосудах. Я уже не помню там все подробные объяснения, но смысл такой, что сосуды – это в основном левая сторона. Без левой стороны невозможно ничего построить. Поэтому, если возвращаться к нашей ситуации в Израиле: Нетаниягу правый, правее не бывает, по сути своей, по своей ментальности. Бенет и его компания – они левые, по сути. Ещё раз говорю, сосуды находятся в руках левых. Что-то строить – это нужна левизна. И только при определённом балансе между этими двумя можно что-то сделать. Последние 20 лет в Израиле слишком был курс на правую сторону, и поэтому возникло движение, что не хватает левой стороны. В определенном смысле это приносит равновесие в мир. Не надо говорить, что левые – это предатели, особенно на русской ленте: левый – сразу предатель. Так не бывает. Всевышний создал мир, что должны быть правые и левые, должны быть люди из корня Каина, и должны быть люди из корня Авеля. Они обязаны быть и те, и другие. Тогда мир находится в равновесии.

РК Требуется иногда кричать на малость веры в себя самого, следует себя ругать что насколько я мало понимаю свои душевные способности, насколько я мало верю тем силам, которые есть в моей душе. Для того чтобы вернуться к подобающему величию. Сколько вреда приносит униженность сознания людей, в которых должен стучать дух Всевышнего.

РИ Т.е. люди, в которых стучит дух Всевышнего, люди, которые стремятся к Б-гу, они очень часто себя унижают, говорят себе какие они грешники, и какие они преступники, и что они ни на что не способны. Он говорит: сколько вреда приносит такой шифлут. Сколько вреда приносит, когда человек, в котором есть духовный потенциал отрицает его, говорит: у меня нет ничего, я никто зовут меня никак. Они держатся за катнут, малость. Катнут, как мы сказали – это сознание маленького ребёнка. Они смотрят на мир глазами маленького ребёнка, который боится всего.

РК Они не верят в себя и в величие своей души.

РИ Ещё раз, ещё раз рав Кук повторяет: верить в Б-га – это верить в величие своей души. Я бы сказал так – это практическое выражение веры в Б=-га. Верить в Б-га – это верить людям, которых ты встречаешь. Верить в Б-га – это тоже верить в величие своей души.

РК Душевное счастье базируется не на окружении и не на конкретных действиях, но величие души.

РИ Что даёт человеку ощущение счастья? Осознание величия своей души.

РК Внутренняя святость, чистота, сила воли и мощь мысли.

РИ Когда человек раскрывает полностью потенциал своей души, то это даёт ему ощущение счастья.

РК Окружение и действие подчиняются духовной мощи, когда она возвышается. И поэтому праведники занимаются тем, чтобы возвысить себя внутри. Понятно, что они очень внимательны также в действиях, стараются очистить окружение, но всё это идёт от внутреннего сознания высшего света, который течёт в душе во всей своей силе, и только из самого большого источника. И пусть не унижают себя, чтобы быть постоянно в мелочах, конкретных деталях реализации, которым нет конца, которые утомляют дух, стремящийся наверх.

РИ Детали реализации, которым нет конца, утомляют дух, стремящийся подняться наверх.

РК И вообще нереальный мир со всеми его действиями, занимает самое большое место в вечной душе человека, который появляется раскрывается во всём своём свете в возвышенных душах, но величие Б-жественности, внутри которой заключено всё, всё благо мыслей, всех действий и морали.

РИ Т.е. человек должен думать о возвышенном, и тогда его моральный облик тоже будет как положено. А не копаться в грязи и деталях, которые утомляют его дух

РК И когда это ощущение совершенства распространяется на все дела, оно происходит самом собой. Когда великое стремление к Б-жетсвенному благу во всей своей чистоте действует во всей своей силы. И тем не менее праведники отвлекаются от этого величия, и смотрят на свои дела в деталях, после того, как они уже насытились высшим наслаждением своего Б-жественного света, и дух полной силы пробудился в них, и укрепился в них. И стремление, и желание к добру и к чистоте, к полноте света жизни, живёт в сердце внутри

РИ Т.е. это то первое, о чём человек должен заботиться – чтобы свет жизни был в его сердце.

РК Тогда может прийти Хешбон Нефеш (душевный самоотчёт). И тогда этот самоотчёт не унижает человека, а наоборот поднимает, и тогда он может входить во все детали реализации. Хотя с ним приходит также унижение души и тела.

Ком. После того, как они уже насытились высшим наслаждением, дух их укрепился, тогда наступает время частного душевного самоотчёта, и он происходит во всём величии и красоте, и вместе с этим он включает какое-то унижение души и тела, но это должно происходить из возвышенности души. Тогда получается, что это тшува, которая включает обе части души: высшую и нижнюю.

РИ Так он объясняет. Т.е. когда человек в принципе находится на высоте, тогда он может делать нижнюю тшуву. Такой парадокс. Именно когда человек достиг какой-то высоты и уверенности, веры в себя и веры в свою жизнь и веру в жизнь своей души, и то что, так сказать, благо в мире побеждает и т.д., вот тогда он может заниматься частной тшувой.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий