Религия рабов vs религии свободных людей

Последние дискуссии на маханаимском форуме заставили меня задуматься, в чем, действительно, состоит принципиальное отличие хства от иудаизма.

Почитав несколько лекций на сайте Yeshiva — я пришел к выводу, что, наверное, лучшее определение хства — это «религия рабов».

Это так исторически — см. вышеупомянутую статью — начало распространения хства — это именно среди рабов римской империи.

В вышеупомянутой статье, и также еще в нескольких статьях (есть очень хорошие лекции на русском на сайте Махон Меир) — формулируются основные догмы хства:

1) «Облегченная версия» монотеизма с элементами идолопоклонства – монотеизм «лайт».

2) «Новый Израиль» — в смысле, что «Израиль» — это те кто верит в «того человека».

3) Достаточно верить в «того человека», чтобы спастись. Не нужно действовать, достаточно только верить.

4) Бедный — всегда прав, а богатый — всегда неправ — искривление суда.

5) Ну и конечно же, тотальное чувство вины. Человек изначально плох, человек изначально греховен, и несет наказание за «первородный грех» – это основа основ хства.

Я бы сказал, что первое и второе — это своего рода «маркетинговые ходы» — чтобы как-то обозначить свое присутствие на «рынке» религий — понятно, что каждый будет утверждать, что его товар самый лучший. А для того, чтобы «товар» был понятен примитивным варварам — нужно его «визуализировать», лучше всего — как понятно, фигурой, близкой им ментально — т.е., человека, страдавшего и казненного – ясно, что для раба, каждодневно страдающего и униженного — нет ничего ближе и понятнее, чем еще один такой же униженный и страдающий.

Раб не властен изменить свою судьбу, ему требуется утешение, своего рода «объяснение», почему он страдает. Хство дало рабам это утешение.

Рабу требуется сознание, что он, в каком-то смысле «лучше» своего господина — хство ответило и на эту ментальную потребность рабства, постулируя, что униженный и оскорбленный ближе к Б-гу, чем унижающий и оскорбляющий.

Т.о., хство — продукт своей эпохи, отвечающий на запросы своей эпохи и тех групп населения, к которым оно было обращено изначально. Своего рода «облегченная версия» иудаизма для бесправных рабов.

С изменением ситуации, когда хство приобрело власть и силу, когда рабы стали господами — они не нашли в этой религии рабов ничего, что могло бы объяснить им, как вести себя, будучи господами.

Фаталистические идеи хства, вполне адекватные рабскому состоянию — оказались абсолютно неадекватными для религии власти.

Искажение суда, имевшее чисто ментальное значение для раба, который все равно не мог судить — привело к катастрофическим последствием, когда «религия власти» провозгласила неправедный суд верхом праведности.

И наконец, поднятие на щит униженности и оскорбленности, превращение их в образец праведности — приемлемое и адекватное для рабства — стало мощнейшим фактором, сковавшим развитие европейской цивилизации на полтора тысячелетия.

Эпоха Возрождения сумело разорвать оковы рабской психологии хства, возродить моральные ценности и идею личной ответственности человека за свои поступки — явное заимствование из иудаизма.

В этом смысле выглядят достаточно странными призывы (даже обращенные к неевреям) «вернуться к хству» — возвращаться куда? К рабству? К личной безответственности? К фатализму? — Но это же то, от чего человечество, с огромным трудом, ушло!

Особенно странными выглядят такие призывы в устах людей религиозных, относящих себя к ортодоксальному иудаизму.

Нечего даже и говорить, насколько иудаизм по самой своей сути противоположен идеям хства.

Иудаизм — с самого своего начала — это религия свободных людей, религия исхода из рабства. В этом смысле «возвращение» к хству, наблюдающееся у некоторых евреев — это старое идолопоклонническое желание «вернуться в Египет», вернуться к жизни без личной ответственности.

Коренное различие между иудаизмом и христианством (леавдил) — не в монотеизме — так или иначе хство взяло на вооружение некую редуцированную версию монотеизма — а именно в отношении к человеческой свободе. Хство — религия рабов. Иудаизм — религия свободных людей.

Психология раба, как известно – это не только готовность оставаться в рабстве. Психология раба проявляется, когда раб становится господином. Став господином, он начинает порабощать других точно так же как порабощали его самого. В его сознании просто нет другой парадигмы – кроме рабства. Так и хство – зародившись как религия рабов – стало страшной порабощающей и угнетающей силой на полтора тысячелетия.

Series Navigation«И научатся делам их…» >>

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий