Сегодняшняя «хазара битшува» видит в отходе от Торы ошибку истории. И, соответственно, пытается повернуть колесо истории вспять. Конечно же, все, не соответствующее взглядам двухтысячелетней давности объявляется «эллинизмом», реформизмом и проч. в зависимости от лингвистических предпочтений автора.
***
Нет никакой возможности понять «сегодня» исключительно сквозь призму «вчера». Похоже? Да, похоже. Но нужно видеть и отличия. Сегодняшняя ситуация несводима в принципе к вчерашней. Да, «маасэ авот симан лебаним» — но говорится очень точно «симан» — знак. Есть некое подобие. Мы можем что-то выучить из прошлого на настоящее. Но подобие не означает тождественности.
Также как нет двух одинаковых людей – так нет двух одинаковых эпох – это очевидно. Тот, кто «одним штемпелем», по выражению Мидраша, «штампует» разных людей – Он же тем же «штемпелем» «штампует» разные эпохи.
Понятия «эллинизма», «реформизма» и т.д. из прошлых эпох – это скорее «язык» по выражению Шагара, которым мы можем пользоваться для описания современности.
На самом деле это основа нашей веры – что мир меняется. «амехадеш бетуво бехол йом тамид маасэ берейшис» — «обновляющий каждый день постоянно творение мира». Позиция, утверждающая, что мир неизменен – это, на самом деле, и есть настоящий «эллинизм».
Есть хасидский анекдот – когда Алтер Ребе уехал из Витебска, и стал очень известен – его тесть, немало портивший ему кровь, пока он жил в Витебске и не был столь известен – предложил ему вернуться назад. Алтер Ребе ответил: по двум причинам ребенок не может вернуться в материнское чрево: 1) ребенок стал больше. 2) Чрево стало меньше…
Можно и нужно делать тшуву – только не нужно возвращаться в 18 век.
***
По-видимому, основное отличие «сегодня» от «вчера» — это смещение акцента с психологии толпы, стада, на психологию индивидуальности.
Идеал «модернизма» — это народ, национальная независимость. Поэтому двадцатый век – это «парад сувернитетов».
Мы уже в 21 веке. Сегодня – парад индивидуальности.
Сегодняшняя мировая «религия» — это права индивидуума.
Очевидно, и то, и другое имеет корни в иудаизме. По-видимому, можно сказать, что иудаизм после Дарования Торы – это иудаизм «толпы», «общины». Самое страшное наказание в Торе – это נכרתה מעדת ישראל – «искоренится (душа грешника) из общины Израиля». Община – это все. Отторжение от общины равносильно смерти.
Всегда ли это было так? Единственный ли это идеал иудаизма? Хазал говорят: «Почему первый человек был создан в единственном экземпляре? Сказать тебе…»
Творение мира – это индивидуальный процесс. Авот – праотцы – яркие индивидуумы.
В этом смысле можно утверждать, по-видимому, что сегодняшний индивидуализм – это возвращение к эпохе Отцов и Адама.
В сегодняшнем фанатичном индивидуализме и защите прав личности (иногда на грани абсурда – борьба за права «палестинцев», «мистаненим» и «однополые браки» — лучший пример, и лучшая иллюстрация того, что это настоящая религия, не имеющая никакого отношения к реальности. «Верую ибо абсурдно») – есть нечто мессианское. Есть «бецелем Элоким осо эс hоодом».
Борясь с «эллинизмом» важно не потерять этот мессианский дух отношения к личности, к отдельному человеку, как к Б-жественному творению, как к «целому миру».
Собственно, первый (возможно последний), кто об этом говорит – это рав Кук.
Остальные в основном говорят о «религии толпы»