Комплекс вины

Вчера в Итамаре вырезали еврейскую семью, да отмстит Вс-вышний за их кровь.

Сегодня все СМИ сообщают об этой трагедии, левые, как обычно, обвиняют правых, завтра – можно не сомневаться – все вернется на свои места.

Не нужно быть пророком, чтобы сказать, что и левые, которые обвиняют правых, и самые «правые» – по большому счету не сделают ничего, чтобы это не повторилось.

У меня в голове крутится очень неудобное объяснение, почему это происходит.

Начну с того, что само разделение на «левых» и «правых» – столь удобное и понятное, но совершенно не работающее – как мы знаем, все «мирные процессы» начинали правые, а не левые – ничего не объясняет.

Можно сказать, что «правое» – это немного подправленное «левое». Другими словами – все мы, или почти все – в душе немного (или много) левые, и поэтому происходит то, что происходит.

Я поясню свою мысль. Известный принцип говорит, что если ты хочешь понять какую-то идеологию – посмотри на ее крайних представителей. Левые – это крайние представители некоторой идеологии (назовем ее сионизмом), создавшей эту страну, и приведшей нас на эту землю. Из упомянутого принципа однозначно следует, что в «правой» идеологии неизбежно присутствуют те же элементы, что и в «левой», только они более латентны, не столь карикатурны, не столь дышат ненавистью к собственному народу. Но это не значит, что их там нет. Поэтому в критической ситуации, когда нужно решить, куда идти дальше – направо (защищать свою страну и свои границы) или налево (мирные переговоры вплоть до «окончательного решения» не дай Б-г) – подсознание правых движет их налево.

Если это сознание (или подсознание) объединяет и правых и левых – где же его корень?

Корни этого мировоззрения далеко искать не нужно – это галутный комплекс вины.

Хотя, вроде бы, речь идет о людях, в большинстве своем, далеких от религии, однако подсознание меняется не столь быстро, как сознание. Сознательно они уже отошли от религии, подсознательно – они мыслят и действуют в (искаженных атеизмом) понятиях иудаизма.

Одна из самых бросающихся в глаза черт галутного иудаизма – комплекс вины. Достаточно взглянуть на наши ежедневные молитвы – когда мы два раза в день просим прощения перед Вс-вышним за все буквы еврейского алфавита, достаточно посмотреть на молитвы постов (особенно – кинот 9 ава), чтобы увидеть, насколько прочно этот комплекс укоренился в нашем сознании.

Возможно, что такой комплекс вины в изгнании стал своего рода защитной реакцией на беззащитность еврейского населения в изгнании перед произволом гоим. Возможно, в этом есть что-то более глубокое – это отдельная тема (я бы сказал, что комплекс вины – это логическая следствие «битуль» – самоустранения и самоуничижения еврея перед Вс-вышним, столь присущее галутному иудаизму). Так или иначе – комплекс вины – это одна из наиболее значимых эмоций религиозного еврея, и даже еврей, отошедший от веры отцов – продолжает испытывать такое же чувство.

Поскольку человеческая личность цельна – чувствуя себя постоянно виноватыми перед Вс-вышним —  такой же комплекс вины мы испытываем и перед окружающими, евреями и неевреями.

Этот комплекс вины (не только в отношении себя самих – но также и в отношении других людей – если что-то произошло с кем-то – значит, наверное, нет наказания без вины…) – парализует нашу способность сопереживать и защищаться.

Ребе как-то выразился – «не нужно оправдывать Вс-вышнего – он сам оправдается».

Современная психология однозначно доказывает, что комплекс вины парализует развитие личности.

Мы должны найти способ выйти из этого комплекса вины, и вернуть себе способность активного воздействия на окружающий мир.

Кстати, если кто-то, прочитав эту статью, решит, что автор решил «вернуться к вопросу» – идея комплекса вины подробно рассматривается комментаторами Писания на примере Реувена.

Напомню: когда братья решают убить Йосефа, и затем продают его, что делает в это время Реувен? Раши отвечает «занимался своим вретищем и постов». Тшуву делал, другими словами. А в это время Йосефа чуть не убили. Выйдя из запоя (извиняюсь, тшувы), он возвращается на место событий, и первая реакция у него «ребенка нет, а я, что же со мной будет«. Вот это «что же со мной будет» – это прямой результат сосредоточенности на комплексе вины, а возможно – и его причина. Йегошуа Дашиф сказал бы, что это «травматический замкнутый круг» (что это значит – как нибудь в другой раз).

Кстати, Реувен попадается на эту травму вины еще раз: когда нужно идти в Египет, принести хлеб и спасти семью от голода – он снова начинает свою песню: «двух моих сыновей убей если…» – все снова крутится вокруг собственного я – «что же со мной будет если…». Понятно, что из этого ничего не выходит.

Только когда на сцену выходит Йегуда, со здоровой психикой, и с нацеленностью на достижение результата, без этого «интеллигентского самобичевания» – тогда поход за хлебом сдвигается с мертвой точки.

Кстати, и историю с Тамар можно рассмотреть с этой точки зрения: если бы Йегуда мучился бы комплексом вины – он бы сказал, пусть ее лучше сожгут, никто никогда не узнает, что я там делал. Но, на наше счастье, Йегуда был человек трезвый, и он сказал: «да, от меня» (она беременна) и спас жизни трех человек.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

1 комментарий к “Комплекс вины”

  1. Шалом Уважаемый.С интресом прочел Ваши размышления на тему «Ребе может быть не прав», но данный коммент, вызывает один вопрос- и он коррень всего Вашего обзора. По Вашему, у еврейского народа есть какая та другая психология на сегодня, кроме галутной? Мы ведь в нем, в самой егог темной части…. А если возразить, что есть еще израильская, не галутная, так мудрецы называют израиль сегодня «двойной галут». Чувстов вины — поведенческая не уверенность в себе, это не галутная психология, а скорее психология тех у кого нет Торы и Б-га. Битуль своего я никак не связан, с психологической депрессивной самокопательной тенденцией. Она просто была навязана СМИ и правым и левым. На сегодня получилось «пюре»…
    В принципе решение защиты границ и не работает(что уже было видно на протяжении последних лет. Террор увеличиваеться в ответ на «защиту итд….Причина не в сегодня, а в самом начале сионизма, как восстания против Б-га. В прочем адмор РАШАБ ЗЦ»Л, это привел в выставленной на сайте у Вас в кунтрас Умайан.
    Успехов.

    Ответить

Оставьте комментарий