15 декабря 2021 Рав Штейнзальц. Итваадут. Не размазывай грязь.

РИ Это Итваадут, Штейнзальц. Это его, так сказать, неформальные речи за столом.

РШ Не размазывать грязь. Есть люди, которые жизнерадостные. Просто у них нет причины быть не жизнерадостными. Но есть люди, которые также в тяжёлые времена остаются радостными. Иногда у них есть все причины не быть радостными, и они тем не менее радуются. С другой стороны, человек по той или иной причине, не радуется, или человек родился таким, что он не умеет радоваться. Один раз кто-то написал Любавичскому Ребе длинное письмо, где он перечислил все свои проблемы. В конце он пишет, что из-за этих проблем у него нет ни одного дня радости. Я видел ответ Ребе. Он ему написал: «Из твоего письма со всеми твоими проблемами, ты пишешь, что у тебя есть жена и дети. Ты знаешь, что есть люди, которые бы отдали всё что у них есть, ради того, чтобы у них были дети?» Этот человек просто не обратил внимание, что во всей своей истории про свои несчастья есть тоже какие-то радостные вещи. Конечно, не каждый может привести себя в состояние радости, но, даже если человек не способен работать над радостью, он, по крайней мере, может не погружаться в меланхолию. Также люди, у которых есть причины быть грустными, они должны не давать себе погружаться в такую вот меланхолию. Зачастую люди, у которых есть какие-то проблемы, несчастья — они большие специалисты пережёвывать свои несчастья. Они сидят и кушают эту горькую траву, эти свои несчастья и свои заботы. Неважно — настоящие они или нет. Когда человек знает, по крайней мере, что нельзя сидеть с такими отчаянными мыслями, может быть он не сможет подумать о чём-то радостном. Но по крайней мере, он будет способен, чтобы это облако меланхолии убрать из своего сердца.

РШ Начать с алеф-бет. Все наказания, которые написаны в главе проклятий, написано: «За то, что ты не служил Всевышнему в радости». И написано от имени Аризаля, что причина этого наказания – не потому, что ты не служил Всевышнему, а потому, что ты не служил Всевышнему в радости. Всё зависит от отсутствия радости. Если у дурного начала есть сосуды, то тогда отчаяние и уныние – это инструмент, которым он пользуется постоянно. Кто-то написал, что когда дурное начало вводит человека в грех – это мелочи жизни. Основной его доход – это что человек после этого погружается в отчаяние. И отсюда дурное начало выигрывает свои основные деньги, потому что этот человек становится его.

РИ Т.е. как только человек погрузился в отчаяние – это уже человек дурного начала.

РШ Иногда человек совершает какой-то грех, а потом делает тшуву. Но он всё ещё сидит и копается в своём грехе, и так он опускается ниже и ниже, буквально попадает в ад, всё более и более глубокий. Этот грех – о нём уже забыли даже в Высшем суде. Уже проблема – это состояние самого человека. На первый взгляд, он продолжает жить, но на самом деле он убитый человек, он, как говорится, уже не живёт. Есть болезни, которые приводят к поражению иммунной системы. Как правило, люди, которые болеют такими болезнями, они умирают не от болезни, а от каких-то других вещей. Их иммунная система ослаблена и любой микроб может их убить, потому что нет защиты. Меланхолия – это такая же болезнь, и нельзя ни в коем случае ею заболевать. Что было первопричиной для этой меланхолии – это совершенно не важно. Меланхолия приводит к тому, что душа не способна действовать. Это так не только в каких-то духовных вопросах, но также в нашей реальной жизни. Ребе из Пшисха зарабатывал на жизнь тем, что руководил поместьем очень богатой супружеской пары из Варшавы. И он сказал: «Когда теряют деньги – не теряют слишком много. Когда теряют уверенность и силу – тогда теряют всё». Люди, которые занимаются деньгами постоянно поднимаются и опускаются. Бывает, что они проигрывают, но пока у них остаются внутренние душевные силы, они могут вернуться и подняться. Но если человек теряет своё мужество, то он рассыпается. То же самое относится к служению Всевышнему. Поскольку иногда происходит, что кто-то теряет много денег, и также бывает, что кто-то теряет долю в Будущем мире – он может войти в отчаяние и тогда он теряет всё. С другой стороны, человек, который не теряет надежды – он может начать всё снова. Рассказывают про Баал-Шем-Това, что хотел он приехать в Эрец Исраэль, и тогда у него было духовное падение. Он забыл -всё, не знал вообще ничего. И с ним был его сойфер, переписчик, и Баал-Шем-Тов сказал ему: «Может скажешь мне какие-то слова Торы?» И сойфер сказал ему: «Я тоже забыл». И сказал ему Баал-Шем-Тов: «Скажи, по крайней мере, алеф-бет».

РИ Алфавит ты можешь сказать?

РШ Сойфер начал говорить алеф-бет, и Баал-Шем-Тов повторял за ним с воодушевлением, и так постепенно раскрылись ему ворота Небес.

РИ Даже цадик может впасть в такое состояние, когда, как говорится, все ворота закрыты, и тогда надо начинать ему с алеф-бет.

РШ И тот, кто начинает с алеф-бет, может этим алеф-бетом построить мир. Упираться даже если ворота закрыты. Бывает, что человек падает, и одежда его пачкается в грязи. Самый лучший совет – не пытайся это очистить сейчас, пока свежая грязь. Потому что, чем больше ты попытаешься это очистить, тем больше это будет размазываться. Дай грязи высохнуть, тогда ты сможешь её очистить. Тоже самое, если кто-то падает и грешит, он входит в мир греховности.

РИ Я согрешил, я преступил и т.д.

РШ И начинает пытаться очистить свою грязь. Как правило, он не исправляет ничего, грязь остаётся и это уже неисправимо. Хазаль говорят, что ангел, который пришёл бороться с Яаковом – это ангел Эйсава. И Раши приводит два мнения. Одно мнение, что он был похож на вооружённого грабителя. Другое мнение, что он был похож на великого мудреца. Выясняется, что ангел Эйсава, он же дурное начало – у него есть две формы. Иногда он хватает человека, как грабитель, и тянет его: «Иди сделай то-то и то-то». Потом он снимает одежды грабителя и одевается в одежду Талмид Хахама, мудреца. И говорит: «Смотри, ты такой-сякой, великий грешник, делай тшуву, делай капарот аванот, искупай свои грехи, тебе не хватит обычных постов, ты должен поститься ещё». И он цитирует все книги про то, какие страшные грехи человек совершил. Дальше он говорит: «Если ты такой великий грешник, ты можешь вообще открыть страницу Гемары?» Он великий учёный.

РИ Это всё про ецер-ара, про дурное начало. Он может процитировать из всех источников.

РШ В Гемаре есть список четырёх царей и трёх простых людей, у которых нет доли в Будущем мире, и один из них – это Менаше. Про него написано, что он согрешил и ввёл в грех других людей. В книге «Диврей аЯмим» после того, как рассказывается про великие несчастья, которые у него были, сказано: «И ответил ему Всевышний». И Хазаль говорят, что когда он хотел сделать тшуву, ангелы не пускали его. Всевышний сделал ему подкоп под Престолом славы, и тогда Он принял его. Выясняется, что даже человек, который закрыл себе все ворота, может войти через какой-то подкоп. Даже такой человек, как Менаше. Сказано: «Семь раз упадёт праведник и поднимется, а грешник упадёт с одного». На первый взгляд, что это за цадик, который падает семь раз, и поднимается и падает ещё раз и ещё раз? Но идея цадика — что он пытается подняться. Когда реб Меир пытался убедить Ахера, Элиша бен Абуя, делать тшуву, Элиша сказал ему: «Я уже слышал за занавесом: «Все вернутся кроме Ахера». Ахер был товарищем рабби Акивы, один из тех, кто зашли, чтобы смотреть на небесную колесницу. Когда он согрешил, он всё ещё слышал голос из-за Престола славы, из-за завесы. Работы рабби Натана есть целая глава его учений, он был великим учёным. Но поскольку он вырос в очень богатой семье, у него была проблема, которая часто находится у таких людей – он не умел ползать. Тот, кто родился в бедном доме, он знает, что иногда надо пригнуться, что не всегда его встречают хорошо, не всегда ему открывают ворота, не всегда его вызывают с почётом.

РИ К Торе

РШ И поэтому, про Моше Рабейну, например, который много лет был нищим, рассказывают, что он просил Всевышнего: «Если я не могу войти в Эрец в качестве Моше Рабейну, дай мне войти в качестве птицы». И он был готов сделать всё, что угодно. С другой стороны, Ахер, когда он слышал этот голос, который был на первый взгляд однозначным, что все вернутся кроме Ахера, он сказал: «Всевышний сказал мне? Ок». Если бы он сказал: «Может быть я всё-таки попытаюсь», наверное, это было бы по-другому. Иногда человеку кажется, справедливо или нет, что ворота закрыты, и тогда он должен сказать: «Если ворота закрыты, то можно зайти через окно». И даже если окно закрыто, то можно проделать дырку в стене. Тот, кто не способен это сделать, остаётся снаружи.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Штейнзальц. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>