2 ноября 2021 Рав Штейнзальц Засыпанные колодцы (продолжение)

РИ Итак, мы остановились на том, что пришли такие-сякие нехорошие филистимляне, закопали все колодцы и Ицхак должен их раскапывать заново. И рав Штейнзальц говорит, что филистимляне – это стам, это люди, которые ничему не удивляются. Т.е. человек идёт по жизни и ничему не удивляется – это вот филистимляне. Если он ничему не удивляется, то все колодцы, которые он встречает на своём пути, он засыпает их землёй.

РШ Закопали их филистимляне. Каким образом этот процесс «стам»…

РИ Стам означает просто так. Т.е. каким образом человек начинает относиться к жизни, как к чему-то «просто так, ничего не произошло»?

РШ Человек слышит какие-то слова Торы. Когда он слышит в первый раз, он говорит: «Вау! Круто! Как замечательно!»

РИ Как люди, которые приходят к нам на уроки. Когда они первый раз что-то такое слышат, они говорят: «Вау! Мы нигде такого не слышали!»

РШ Но это только для начала. Он идёт, думает об этом, это воспламеняет его душу. Он думает только об этом днём и ночью. А как же он может сидеть и молчать после того, что он услышал такие слова!

РИ Карлебаха или рава Фрумана.

РШ Потом проходит время, он слышит что-то ещё. И что это делает ему? Ничего. Он услышал ещё что-то… ну, хорошо, ладно. Это похоже, как человек читает книжку анекдотов.

РИ Штейнзальц замечателен. Он говорит: Это всё равно, что читать книжку анекдотов.

РШ Первая шутка, вторая шутка, первый анекдот, второй анекдот, но в конце он уже зевает, еле-еле, так сказать, улыбается. Так примерно происходит с людьми, которые приходят учить Тору. Поначалу у них есть «Вау!», а потом: «Беседер, мы это уже слышали, или слышали что-то подобное, хорошо, беседер».

РИ Очередной анекдот.

РШ И это называется «стам». Это называется, что у человека притупляется чувство удивления.

РИ Которое является основой религиозного чувства, как об этом говорит Гешель.

РШ Человек, который постоянно находится в мире Торы и трепета перед Небесами

РИ Т.е. чисто в религиозном мире.

РШ Он может потерять способность чувствовать какую-то энергию.

РИ Т.е. энергетика уходит, когда человек находится только в Торе и в страхе перед Небесами.

РШ Не потому, что он не понимает, а как раз потому, что он, да, понимает. Он уже слышал. Если не слышал в точности так, то он слышал что-то похожее. Даже если он не слышал что-то похожее – это не важно, потому что он уже в принципе понимает о чём идёт речь.

РИ Т.е. здесь он выделяет одну идею, что, если человек находится постоянно в шатрах Торы, постоянно в синагоге, это может привести его к тому, что его чувствительность притупится, он перестанет ощущать удивление перед этим миром. Надо выходить из синагоги.

РШ Может такое случится, что иногда во время молитвы Шахрис ему приходит в голову какая-то идея, что он любит Всевышнего.

РИ Он говорит: предположим раз в год такое может произойти. Это такое оптимистическое предположение у рава Штейнзальца.

РШ Он что, начнёт прыгать на столе и кричать: «Я люблю Б-га»?

РИ Раньше цадиким так и делали.

РШ Как правило нет. Почему? Потому что есть какой-то стам, есть какая-то точка обыденности, которая говорит человеку, даже когда у него приходит какое-то пробуждение: «Это не красиво. Надо вести себя как принято в филистимской земле».

РИ В Иерусалиме есть такой район, называется «германское поселение». Т.е., вероятно, выходцы из Германии его создали, наверное, в тридцатые годы, когда многие уезжали оттуда.

РШ В этом германском поселении есть закон, который запрещает строить дома выше, чем три этажа. И по-видимому, есть люди, у которых тоже есть такой внутренний закон: не строить выше трёх этажей, не углубляться глубже определённой ступени — это против установлений мэрии, это есть эрец плиштим.

РИ Когда говорят подняться выше трёх этажей, углубиться в какое-то чувство больше, чем просто перелистывать сидур: нет-нет, в нашей стране мы против этого.

РШ Как такое происходит с человеком? Потому что все колодцы, которые были у него, которые есть у него – их уже засыпали филистимляне, засыпали их песком, землёй. И это происходит не только у стариков, это происходит также и у молодёжи. У него всё обыденно. Нечто похожее на песчаные дюны на берегу моря: даже если я ничего не делаю, рано или поздно песок всё равно засыпит всё. И там, где когда-то был источник живой воды, сейчас осталась какая-то дырка, дырка в земле. Почти все наши святые книги занимаются вопросом: что делать с этой опасностью? Это не опасность одномоментного падения. Человек не чувствует ничего, а жизнь, жизненный поток становится всё меньше и меньше. И в конце он умер и даже никто не заметил разницы, потому что он уже давно ходячий мертвец. Когда он начал умирать? Человеку может быть даже 16 лет

РИ Отсюда мы понимаем, что эта сиха для студентов ешивы.

РШ Человеку может быть 16 лет, и в сущности он уже при смерти, ему только не хватает последнего акта смерти практически, когда можно положить перо к ноздрям и увидеть, что он уже не дышит.

РИ Это такая еврейская традиция. Когда человек умирает, прикладывают ему перо к ноздрям, чтобы понять: он жив или нет. Он говорит: даже в 16 лет в духовном смысле он может быть уже умирающим. Осталось только приложить ему перо к ноздрям.

РШ Иногда его можно сразу хоронить. Он ещё не знает, семье ещё не сообщили, но в сущности он уже годами ходит по этому миру стам, просто так.

РИ Тянет лямку жизни.

РШ У других это происходит, когда они высыхают.

РИ Недостаток жидкости.

РШ У других, у третьих когда они замерзают или их заполняет песок.

РИ Как в песчаных дюнах.

РШ Но у всех, у всех этот стам, обыденность пожирает всё. Нечто подобное происходит у людей, которые замерзают до смерти. Люди идут в холодную погоду и достигают такого момента, когда им хочется спать. Если они засыпают на холоде, то это большая опасность. Почему это происходит? Обыденность жизни. Жизнь она изматывает человека, и потихонечку, потихонечку, человек уже не хочет никуда идти, и ему хорошо, как есть.

РИ Там он остаётся, находит сугроб и проваливается в сон. Может быть раскопают его лет через 50.

РШ И этот колодец, его уже выкопали, но если не копают его каждый раз снова, чтобы открыть заново ту живую воду, которая в нём, то этот колодец затыкается со временем. И даже тот человек, который сам выкопал колодец, некоторое время спустя песок заходит в душу, и эта обыденность проникает в жизнь. И требуется большая работа для того, чтобы вернуть себе жизнь и обновление.

РИ Вот такие замечательные слова. Мне очень важны слова рава Гинзбурга, который сказал, что служение Б-гу контринтуитивно. Т.е. если человек думает, что, так сказать, он найдёт на ближайшем рынке какие-то средства от короны – ок, или да, или нет. Каждый продавец будет рекламировать это средство, как самое чудесное средство от короны. Но нет, простые рецепты не работают. Есть ли рецепты, которые работают? Хороший вопрос. Это то, что мы пытаемся понять здесь.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Штейнзальц. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>