Что такое каббала?

Каббала – интегральная часть иудаизма

Еще перед тем, как пытаться дать определения каббалы, давайте вспомним некоторые очевидные вещи, которые, при всей их очевидности, почему-то иногда ускользают от нашего внимания:

Очевидно, что каббала – это часть Торы. Из этого очевидного утверждения следует чуть менее очевидное следствие, что любое определение каббалы, противоречащее Торе, «выносящее» каббалу за рамки иудаизма – по определению ложно. Любое противопоставление каббалы и Торы – по определению ложно. Любая попытка утверждать, что «каббала это не религия, а наука» – извините, это полная чушь. Каббала – ровно в той же степени «религия», в какой Тора является религией, и в той же степени «наука», в которой Тора является наукой.

Вопрос, в какой степени Тора «научна», а в какой – нет, выходит за рамки нашего рассмотрения. Одно принципиальное отличие, тем не менее, я хочу указать: наука не предписывает человеку, что он должен делать. Тора же, прежде всего, ориентирована на действие. Про того, кто изучает Тору, но не соблюдает ее – говорится в Пиркей Авот, что «лучше бы ему не родиться на свет».  Понятно, что это полностью относится к каббале, как части Торы.

В действительности, к каббале это относится еще в большей степени. Есть «ворт» у рабби Нахмана, что «каббала» имеет ту же гиматрию (сумму числовых значений букв, составляющих данное слово), что и «ниуф» – разврат. Человек, пытающийся изучать каббалу не соблюдая Торы – не только не исправит себя, но наоборот, это может привести его к таким запретам, которые бы он сам, не изучая каббалу, никогда бы не нарушил.

Известно, что Баал Шем Тов был против того, чтобы простые люди изучали каббалу. Антропоморфизм каббалы попросту опасен для неподготовленного человека.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

1 комментарий к “Что такое каббала?”

  1. Спасибо за интересное начинание.
    Позволю поправить, по-русски все-таки «гЕматрия».

    И однако же сама идея «антропоморфизма» во-первых, его исключительности для символического языка мистики во-вторых, несколько сомнительна.

    Ответить

Оставьте комментарий