Нижняя буква hey в Имени — это hey hayedia (определенный артикль). Высшая буквая hey в Имени — это hey hatmiha (вопросительный префикс) (из урока в Раанане 6 тишрей 74).
Я могу выучить отсюда, что мир «асия» (как известно, четыре мира соответствуют четырем буквам Имени) — это мир ответов без вопросов. «У матросов нет вопросов» — это вера мира асия. Другими словами — вера простого человека.
Мир «брия» — это мир вопросов без ответов, мир постоянно звучащего вопроса (מי…אלה דקיימא לשאלא). В этом смысле можно, кажется, сказать, что тот, кто «возвращается к вопросу» — на самом деле просто поднимается из «мира действия» в «мир разума». А «мир разума» это в основном вопросы без ответов. Массовый отход евреев от Торы в прошлом столетии — это, в сущности, раскрытие мира Брия.
Мир Ацилус (далее в шиуре) — это вопрос-ответ. Есть вопрос, и тем не менее, это так. Наверное, это «раскрытие мошиаха» в душе.
Уход от вопроса — это падение в мир действия. Превращение в «зомби» как мы говорили.
Остаться с одним вопросом — означает просто уйти из этого мира.
Цель — подняться в Ацилус, раскрытие «йехида пратит», когда звучит вопрос, когда проблемы не заметаются под стол, когда не удовлетворяются упрощенными объяснениями — и это ни на йоту не ослабляет действия. Собственно, так вел себя Ребе, и наверное это то, что он требовал от своих хасидов тоже.
Наверное, это та тшува, которая от нас требуется — вопросы, прежде всего вопросы нравственности и порядочности и интеллектуальной честности — должны продложать звучать с той же силой как у нерелигиозного человека, и может даже еще сильнее. Но ответы тоже должны быть, и вопрос не должен мешать действовать.
Возможно, что харейдимный мир не способен достичь этой ступени, и поэтому «у верующего нет вопросов». Харейдимный мир — это мир действия, ответы без вопросов.
Баал Тшува способен подняться в Ацилус — соединить вместе вопрос и ответ.
Геула, как известно, это раскрытие Ацилус в Асия. В этом смысле понятно, почему Геула зависит от баалей тшува — ибо только они способны соединить вместе вопрос и ответ.
Несиют Ребе («седьмого поколения») весь прошел под знаком «постоянно звучащего вопроса» — Ребе жив, и тем не менее, нужно говорить кадиш. Зачем Ребе это было нужно? Возможно, Ребе хотел привлечь в наш мир сознание мира Ацилус.