Жизнь это напряжение. Это чисто медицинский факт – пока есть «тонус» — напряжение нервных клеток, напряжение мышц — есть жизнь. Нет тонуса – нет жизни.
Высокое напряжение опасно для жизни, также как и низкое. Но само напряжение – это благо и это сама жизнь.
Иногда мы пытаемся уменьшить напряжение жизни, но при этом мы убиваем саму жизнь.
Сомнение – есть тонус жизни. Сомнение – когда я не знаю, что я должен делать, когда я не знаю, или я «праведник» или я не дай Б-г наоборот, и нет никакой возможности выяснить это на 100% — это напряжение сомнения, и это также напряжение жизни.
Иногда мы пытаемся устрожать больше, чем следует – чтобы избавиться от напряжения сомнения – но это тоже убивает жизнь.
По-видимому, сомнение – есть неотъемлемая часть жизни, и можно сказать даже признак жизни.
Известная история про рабби Йоханана бен Закая говорит, что он плакал перед смертью, и говорил – я не знаю, по какой дороге меня поведут.
Это «я не знаю…» — есть напряжение жизни, жизненное сомнение.
Тора – это часть жизнь, и Тора – это жизнь.
В Торе – если только это истинная Тора – обязано присутствовать напряжение и сомнение. Тора без напряжение и Тора без сомнения – по-видимому, просто не Тора, и уже точно – не живая Тора.
Абсолютная уверенность в собственной правоте, в правоте своего пути, «своего» движения, «своего» Ребе – это признак интеллектуальной, а затем и моральной деградации, это путь к смерти.
Рав Кук перед смертью говорил – я не знаю, возможно, мои оппоненты были правы, а я ошибался. Это его «я не знаю» значит для меня гораздо больше чем тысячекратное «я знаю» не ведающих сомнения учеников. Это «не знаю» — подобно «я не знаю» рабби Йоханана бен Закая.
Любавичский Ребе говорил перед инсультом «я не знаю, что будет со мной, я не знаю, что будет со всеми нами (9 адара нун бет). Это кроме известной сихи 28 нисана, когда Ребе сказал – все что я сделал – это без пользы…
Для меня эти «не знаю» и «без пользы» — это самое большое знание, «не знание которое выше знания».
Некоторые религиозные круги пытаются искусственно уменьшить напряжение жизни – одни, тем что берут сторону жизни, не учитывая почти сторону Торы. Некоторые – наоборот, устрожаются во всем, чтобы избавиться от сомнения и испытания. Это не работает. Тора – это жизнь, а жизнь это путь сомнений и испытаний. Другое дело, что это не должно превращаться в травму. Но лишение человека сомнений и испытаний – это еще большее преступление против жизни (где то рав Кук так говорит)
В Хабаде любят говорить, что «сомнение это Амалек». На самом деле само это выражение указывает, насколько это высокая в своем корне вещь.
По простому, Амалек — это сомнение, которое парализует волю — «вайзанев беха эт а-нехешалим ахареха». Сомнение, которое мобилизует — это позитивно, и это часть жизни.
Ребе — сомневался. Хасидам он пытался облегчить жизнь, дать им возможность жить без сомнений. Важно не перестараться.
Шана това
Ицхак