6 сентября 2021 Рав Штейнзальц. Поднять небеса. Проблемы 18 Элула

РИ Есть очень интересный текст Штейнзальца, я думаю, что мы пойдём по нему. Это по той книге, которую мы уже начинали, с перерывами мы идём по ней. Книга называется «Двадцать один фарбренген», мы пока что сидим на Хай Элуле, на 18-ом Элуле, и рав Штейнзальц объясняет нам, в чём состоит новость автора Тании. Автор Тании, понятно, это Алтер Ребе.

РШ Основное требование хасидизма. В тот же день, когда родился Баал-Шем-Тов, родился Алтер Ребе.

РИ Как мы все знаем.

РШ Идея Алтер Ребе очень похожа на идею Баал-Шем-Това, но она не настолько первична, не настолько абстрактна и не настолько является базовой. Баал-Шем-Тов сказал оживить Элул, что работа тшувы – она должна быть живой, что служение Всевышнему – оно должно быть живым и т.д. Что добавляет к этому Алтер Ребе?

РИ Старый Ребе

РШ Он говорит: это приходит как следующий этаж относительно требования хасидизма в общем. Общее требование хасидизма от человека – это практическое действие. Человек, который взял на себя что-то делать, он должен делать это серьёзно, и не ограничиваться намерением сердца, движением ног или закатыванием глаз.

РИ Прекрасно. Хасидизм требует от человека действия.

РШ Подобно тому, как человек, у которого есть работа — должен встать и пойти работать, тот, у кого есть маленький ребёнок — должен его кормить, тот, кто учится в ешиве, студент ешивы — должен подняться и учиться. И так написано в Гемаре, так написано в Талмуде: человек, который хочет быть хасидом — пусть исполняет законы имущественных ущербов, или Пиркей Авот, или Благословения.

РИ Что это значит?

РШ Тот, кто хочет быть хасидом, пусть исполнит то, что говорится в трактате Незикин (имущественные ущербы), или то, что говорится в трактате Авот,

РИ Который все читают, потому что есть на русском

РШ Или то, что обсуждается в трактате Брахот. Это всё означает, что тот, кто хочет быть хасидом, он должен действовать. Не написано: «повяжет гартл и скажет: «Да произрастит спасение». Из этих вещей никто не становится хасидом. Человек, который хочет быть хасидом, должен принять на себя какие-то вещи и действовать, исполнять их. Иногда он делает какие-то вещи, которые относятся к этим областям, иногда он добавляет какое-то устрожение в другой области. Это может быть трудно. Принять на себя не вредить соседям – это иногда гораздо сложнее, чем внимательно читать молитву. Если ты, тем не менее, хочешь вести себя как человек, ты должен подавить свой ецер. Базовая способность принимать решение и исполнять его – это очень важно. Совсем просто — человек, который должен следить за садом, за своим участком: он знает, что он должен обработать такое-то количество метров сегодня, и такое-то количество метров завтра. Если он найдёт себе оправдание, например, что у него сегодня не сельскохозяйственное настроение – это ничего не изменит. Это ничего не добавляет и не убавляет.

РИ У меня сегодня нет настроения работать с тяпкой. Он говорит: ок, это очень важно, но это ничего не меняет.

РШ Таким же образом студент ешивы должен сидеть и учиться, есть настроение, нет настроения – он должен делать это всерьёз. Не для того, чтобы пройти экзамен, или получить какой-то документ, но учиться таким образом, чтобы в конце что-то знать, приобрести знания. Также, таким образом, молодой человек, который может сказать, что он выучил один или два трактата, должен спросить себя – насколько он понимает, насколько он знает, насколько он помнит. Это основа. Когда делают вещи – нужно делать их всерьёз. Это идея решения и действия. Но также, когда человек исполняет эти базовые требования, может пробудиться другая проблема. Проблема, что часто человек пытается сравнивать себя со своим соседом – своя хаврута, свой напарник по учёбе, или ученик, который рядом с ним: может быть он учится лучше него. И поскольку возможно, что нет, то он чувствует, что он сделал всё, что положено. В самом деле это сравнение не освобождает его совершенно. Представьте себе, что человеку сообщают, что он болен, не дай Б-г, какой-то болезнью. И врачи говорят ему: ты должен брать такие-то и такие-то таблетки два раза в день утром и вечером. Ясно, что это совершенно не важно, что делает его сосед по палате. Он будет брать таблетки утром и вечером, потому что он знает, что, если он не возьмёт их – он играет со своей жизнью. Таким же образом, когда сказано: «Изучай их и днём и ночью» — это обязанность на каждом отдельно, без связи с вопросом, что учит твой сосед. Т.е. это твои личные таблетки, это твоя личная обязанность, и не смотри на соседа. Тот, кто говорит: мой сосед не учится, я тоже не учусь – обманывает себя. Тот, кто чувствует, что его учёба в порядке, потому что он не хуже других, может быть он может спать спокойно, но этого недостаточно.

РИ Прекрасно. Как Штейнзальц умеет опустить, как говорится, с небес на землю. Чтобы я сказал на эту тему? Есть что сказать на эту тему. Есть на самом деле ещё одна тема, которую мы немножко подняли в нашей дискуссии с Редой. Я очень хорошо помню, что до начала 90-х, когда в России практически не было американцев и израильтян, то мы действительно, как бы по-русски, искали Б-га. Серьёзно, на полном серьёзе. Мы понимали, что это серьёзно. Общая атмосфера была такая. И потом начали приезжать американцы, израильтяне, и, не знаю, по крайней мере у меня сложилось впечатление что: «А может быть не надо так усложнять?» Вот религиозные люди и при этом живут совершенно нормальной жизнью. А может не надо заморачиваться? В известном смысле, я говорю, что я был религиозным только до того, как начали они приезжать. А потом ты смотришь на соседа, ты видишь, что у них это не так серьёзно, и перестаёшь заморачиваться. Я помню, у нас в 88-ой, 89-ый год мы молились в «Хейдр-шейни», миньян реб Гейче — он начинался в 10 часов, молитва шла час. И это было, как бы само собой разумеется, никто не рассказывал, что можно по-другому. Потом приехали, ещё раз говорю, хорошие ребята, которые могут молиться за 20 минут. И мы естественно сказали: зачем усложнять себе жизнь? Если можно молиться за 20 минут – мы будем молиться за 20 минут. Вот так. Это проблема.

РШ Требование ясного сознания. Напротив этой проблемы автор Тании добавляет

РИ Т.е. у баал-тшувы, как правило, религиозное сознание гораздо глубже, чем у людей, которые родились религиозными. Очень многие люди, которые родились в религии, не заморачиваются: они так привыкли, для них это нормально, они всё это исполняют, поэтому они не заморачиваются. Одна из причин, может быть, почему рав Гинзбург говорит, что баал-тшува не должен брать пример с религиозных с детства, потому что, если он начнёт брать пример – он начнёт также исполнять как они. Т.е. как просто некоторый социальный статус. И это проблема.

РШ То что было выше – это было общее требование хасидизма: будь, так сказать, серьёзным, делай что-то, делай, не ограничивайся закатыванием глаз. Автор Тании добавляет, что должно быть ещё сознание. Кроме требования действия, автор Тании добавляет требование активного сознания. Человек, который пытается исполнить свою обязанность, может сказать: ок, я сделал так-то и так-то, моя жена со мной не ругается, мои родители не бросают тарелки на мою голову, моя жизнь более-менее в порядке.

РИ Итого: всё в порядке.

РШ Другие вообще не учатся, я всё таки немного учусь, Барух Ашем. Вот на это ощущение комфорта Алтер Ребе ставит вопросы. Как человек должен относиться к этим обязанностям? Как он строит себя и свою личность? В чём состоит его обязанность? И в этот момент

РИ Т.е., когда появляются эти вопросы

РШ Это уже не вопрос: как это исполнить по минимуму? Или исполнить так, как исполняет сосед. Или исполнить обязанность женщины.

РИ Не очень понимаю, что он хочет сказать.

РШ Исполнить обязанность, как сосед – ок, это можно, легко. Исполнить обязанность, как женщина – тоже довольно легко.

РИ В том смысле, что женщина свободна от изучения Торы и большинства заповедей, связанных со временем.

РШ Исполнить так, как Всевышний хочет, чтобы ты исполнил – это, наверное, нет. И вопрос уже не «Как исполнить по минимуму?», а вопрос: «В чём состоит моя обязанность, что я должен делать?» Как исполнить обязанность и каково моё отношение к этой обязанности?

РИ Т.е. у разных людей – разные обязанности.

РШ Вопрос моего отношения к моей обязанности – это гораздо серьёзней. После того, как человек делает что-то — он доволен собой. Ну, хорошо. Он начинает думать: всё? Это всё что я хотел сделать? Это всё о чём я мечтал? В Тании нет каких-то технических требований, более сложных, чем какая-то другая книга. Но есть только, что ставится основа для этих требований гораздо более серьёзным образом, чем это представляется в других местах. Он не спрашивает человека, выполнил ли он свою обязанность. Но – сумел ли он в своей внутренней войне достичь максимума того, на что он способен.

РИ Кто помнит это место в Тании? В Тании обсуждается вопрос — будь низок духом перед каждым человеком, и Алтер Ребе в нескольких главах объясняет: если твой ецер не такой сильный, как у твоего товарища – это не значит, что твоему товарищу можно делать то, что он делает, но это значит, что у тебя нет никаких оснований гордиться тем, что ты этого не делаешь. Если у твоего друга его ецер, его дурное начало горит как огонь, и он большую часть времени находится на рынке среди людей, и иногда он делает какие-то запрещённые вещи – беседер, у него есть проблема. Но у тебя нет основания гордиться тем, что ты этого не делаешь, потому что у тебя нет такого ецера, вот и всё, или он не такой сильный. И рассуждая таким образом, он приходит к выводу, что если ты не ведёшь такую же войну, как твой товарищ должен вести, чтобы победить своё дурное начало, то ты ничем не лучше его. Это, по-моему, то, о чём здесь говорится. Он говорит: насколько велика твоя война, насколько ты ведёшь внутреннюю войну, чтобы достичь максимума того, что ты можешь достичь? Хороший вопрос.

РШ Проблемы Хай Элула. Многие люди довольны собой и своей семьёй, они чувствуют, что всё хорошо: есть пуховое одеяло, спереди и сзади, и ещё, так сказать, вата по сторонам.

РИ Т.е. всё хорошо.

РШ Что происходит когда нет, когда начинают задавать себе вопросы? Это пробуждает неудобство внутри них самих и внутри их семьи. Эти вопросы с одной стороны делают жизнь более тяжёлой, с другой стороны, это делает жизнь лучше. В этом мире, тот, кто задаёт вопросы, и тот, кто чувствует, что всё не так как надо, но в конце, когда он достигнет Будущего мира – его пошлют в Ган Эден. А тот, кто живёт в этом мире в ощущении: я всё делаю как положено и всё в порядке – в Ган Эден он не попадёт. На входе в Ган Эден будет стоять маленький ангелочек, и когда человек придёт с приговором, что он оправдан и что есть у него право войти, ангел спросит его: делал ли ты то, что ты мог делать?

РИ Т.е. то, что ты сделал по минимуму – ок. Делал ли ты всё то, что ты мог сделать?

РШ И если выясняется, что нет, то ангел ему говорит: может ты пойдёшь в первый класс, и начнёшь учиться сначала? Может быть ты получил оценку 56, но по 100-бальной системе, для тебя это достаточно трудно? Какой ты человек? Это вообще недостаточно, ты должен делать больше. Объяснения и отговорки хороши для полиции. Когда человек стоит напротив настоящих проблем (почему какое-то дело, которое я сделал оказалось пустым? почему это не работает?), тогда отговорки не помогают. Хай Элул – это не день самобичевания, не день меланхолии. Иногда человеку следует получить…

РИ Как сказать… удар по задней части тела… Штейнзальц не стесняется в выражениях.

РШ В первый момент, когда он получает такой удар, он может быть потирает ударенное место и говорит: «Ой-ёй-ёй!» А потом он понимает, что он уже не в том месте, где был. Он находится в своём ограниченном мире 10 лет, а сейчас кто-то ему дал пинка под зад, и это очень неприятно, и очень некрасиво, очень непочётно. Но сейчас он вышел из того места, где он находился. В  Хай Элул стараются дать вот такой удар каждому из нас.

РИ Волшебный пинок, по-русски говоря.

РШ Для того, чтобы мы преодолели ограниченные границы нашего сознания. Книга Тания требует от человека добавить себе ещё проблем. Кроме решения, которое ты уже принял, кроме того, что ты уже делаешь — что происходит у тебя в голове? Как ты должен к этому относиться? Есть ещё целый мир таких проблем, которые человек себе должен создавать. И Хай Элул мы отмечаем для того, чтобы человек, по крайней мере, вспомнил, что эти проблемы существуют.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий