Негативность убивает

Негативность убивает

(из книги «Наполнить ведра», Том Рат)

Когда мы только начали писать эту книгу, я спросил у своего деда: «когда ты решил спрашивать и исследовать что хорошо у людей?» Дон[1] ответил не раздумывая ни минуты: Один исследование из моей практики, которая полностью изменил мое мировоззрение, мою профессиональную ориентацию, и направление моей жизни. И в том исследовании не было ничего позитивного или воодушевляющего.

***

По окончании Корейской войны, американский психиатр доктор Вильям Майер, впоследствии главный психиатр Американской армии, обследовал тысячу пленных американских солдат, содержавшихся в лагере для военнопленных Северной Кореи. Майер особенно заинтересовался одним особенным, крайним типом психологической войны, последствия которой были наиболее разрушительны.

Американские солдаты содержались в лагерях, которые не считались особенно жестокими или особенными в рамках общепринятых мерок. Пленные получали воду и еду в достаточных количествах, и достойное жилье. Их не подвергали физическим пыткам, обычным для той эпохи – им не загоняли под ногти бамбуковые гвозди, например.

На самом деле, в лагерях Северной Кореи было значительно меньше случаев физического издевательства, чем в лагерях военнопленных в любом другом военном конфликте в истории.

Если так, почему же столь многие американские солдаты умирали в этих лагерях? Эти лагеря даже не ограждались колючей проволокой. Вооруженные солдаты не окружали эти лагеря. И тем не менее, ни один солдат ни разу не пытался бежать. Более того, эти люди отказывались исполнять приказания своих американских командиров, враждовали друг с другом, и иногда даже устанавливали прочные дружеские отношения со своими северно-корейскими пленителями.

Когда пленные были освобождены и переданы Красному Кресту в Японии, им была предоставлена возможность связаться со своими семьями и сообщить им о том, что они живы. И лишь отдельные солдаты потрудились это сделать.

Вернувшись домой, эти солдаты не остались друзьями, и не сохранили никакого контакта друг с другом. Майер описывает этих солдат как людей, как будто бы находившихся в «ментальной одиночной камере» — без железных или бетонных стен.

Маер раскрыл новую болезнь лагерей военнопленных – болезнь полного отсутствия надежды

Нередко можно было видеть солдата, заходящего в свою кибитку, оглядывающегося  в отчаянии вокруг, и приходящего к выводу, что нет никакого смысла прикладывать хоть какие то усилия, чтобы выжить. Он забивался в угол, сидел там, укрывшись одеялом в головой. В течение двух суток он умирал.

Солдаты называли эту болезнь «отчаянием». Врачи назвали это «миразмус», крайней степенью нервного истощения, по определению Майер, «полное отсутствие сопротивления, полная пассивность». Если бы их били, если бы на них плевали, если бы их били по лицу – они бы гневались. Гнев заставлял бы их жить. Но в отсутствие какого то было стимула для жизни – они просто умирали, хотя не было никакой медицинской причины для их смерти.

Хотя относительно они испытывали очень мало физических истязаний – нервное истощение повысило общий уровень смертности в лагерях военнопленных до огромной цифры 38% — наивысший уровень смертности военнопленных в истории США. Еще более удивителен тот факт, что половина их умерли просто, потому что отказались жить. Они полностью подчинились – ментально и физически.

Как это произошло? Ответ – крайне опасные методы психологической пытки, примененные к этим солдатам в Северной Корее. Против них было использовано «супер-оружие» по выражению Майера.

«Супер-оружие»

Майер установил, что «целью северных корейцев было «препятствовать получению эмоциональной поддержки, обусловленной межличностными связями». Для достижения этой цели корейцы использовали четыре основных метода:

  • Поощрение доносительства
  • Публичная самокритика
  • Разрушение лояльности в отношении руководства и страны
  • Препятствование какой либо позитивной эмоциональной поддержке

Чтобы поощрить доносительство, корейцы поощряли солдат сигаретами, например, когда они доносили друг на друга. Однако, ни доносчик, ни тот, на кого было донесено – не наказывались – корейцы поощряли доносительство совсем не для этого. Их целью было разрушить меж-личностные связи, и настроить солдат друг против друга. Пленители поняли, что солдаты будут враждовать друг с другом, если у них будет стимул ежедневно «черпать из ведер» своих товарищей

Для того, чтобы поощрять самокритику, пленители собирали группы по 10-12 солдат, и устраивали то, что Майер называет «коллективная разрушительная психотерапия». На этих встречах каждый солдат должен был стоять напротив группы, и исповедоваться во всех своих дурных делах, которые он сделал, а также – обо всех добрых делах, которые он мог бы сделать, но не сделал.

Очень важно, что солдаты не исповедовались перед пленителями, но – перед своими товарищами. Посредством  постоянного направленного урезания взаимопомощи, взаимной поддержки и заботы, доверия, уважения и принятия друг друга среди американских солдат, корейцы создали среду, в которой емкости позитивной энергии опустошались последовательно и безжалостно.

Третим способом, служившим корейцам, было разрушение лояльности пленных своим командирам и своей стране. Они достигали этого в основном с помощью последовательного разрушения лояльности солдата старшим по званию.

Результаты были страшны. В одном из описанных случаев, лейтенант сказал одному из своих солдат не пить воду из рисового поля, затопленного водой, ибо он знал, что черви, водящиеся в воде, могут привести к его гибели. Солдат посмотрел на лейтенанта, и ответил: «друг, ты мне уже не командир здесь. Ты просто такой же засранный пленный как и я. Ты позаботься о себе, а я позабочусь о себе». Солдат умер от дизентерии через несколько дней.

В другом описанном случае, сорок солдат стояли напротив трех своих товарищей, которые были очень больны, и были выброшены из своих кибиток одним из своих товарищей по оружию, и оставлены умирать на жаре. Почему их друзья не сделали ничего, чтобы помочь им? Поскольку «это не входило в их обязанности». Структура человеческих отношений была разрушена. Солдаты были уже абсолютно безразличны к судьбы друг друга.

И однако, четвертый способ – препятствование получению какой бы то ни было позитивной эмоциональной поддержки, и параллельно, наращивание негативных эмоций среди солдат – это было «черпание энергии» в самой чистой и преступной форме. Если солдат получал позитивное письмо из дома – пленители не передавали его. Но все негативные письма – письма, в которых говорилось о смерти близких, или где их жены писали, что отчаялись их увидеть вновь, и что они хотят снова выйти замуж – передавались солдатам без промедления.

Пленители передавали – в течение менее двух недель от момента отправки – даже предупреждения о неоплаченных счетах, переданных компаниям для принудительной оплаты. Результаты были разрушительны: у солдат не осталось никакой причины для того, чтобы жить. Они потеряли базовую веру в себя, в своих близких, в Б-га и в свою страну.

Майер обьясняет, что корейцы поместили своих американских пленников в «состояние эмоциональной и психологической изоляции, подобной которой мы не видели никогда»

Исследование позитивности

Под влиянием исследования последствий психологических пыток – и возможно, из надежды, что эти солдаты мучились и умерли не зря – Дон Клифтон и его товарищи по исследованию решили исследовать вторую часть этой жуткой формулы. Они задали вопрос: если возможно разрушить людей, буквально, посредством постоянной поддержки негатива, то, может быть, возможно восстановить людей и улучшить их душевное состояние с помощью направленных доз позитивности? Может ли позитивность действовать сильнее, чем негативность?

==============

Что потрясло меня лично во всем этом жестоком описании — так это то, насколько это близко к тому, чем мы должны, по-идее, заниматься в процессе «работы над собой». Я не хочу сказать, что не нужно делать тшуву или «хешбон нефеш». Нужно, более того, это потребность больной грехом души, и тшува целительна для души, как об этом пишет рав Кук. Но — если тшува делается не так, как надо — она может полностью опустошить энергетический и нервный потенциал человека, и привести его к гибели. Поэтому — осторожно, тшува!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий