«С солдатом такое может произойти…»

Вышла книжка – воспоминания р. Гилке Зальцмана о самаркандском хабадском подполье. Как раз был в Кфар Хабаде, зашел в Кегос, купил.

В субботу начал читать. Про красные галстуки было неинтересно, перелистнул на истории, рассказанные р. Менделом Футерфасом.

И – вот такая, возможно, кому то покажется, странная, история:

Один молодой человек (хасид, по-видимому) был призван служить в русскую армию. Прошел год, прошло два года, три года – далеко от дома, далеко от семьи, он нашел себе подругу. От пристального взгляда соседей это не укрылось, и в один прекрасный день тесть получает письмо от бдительных соседей, дескать, загулял твой зять, нашел себе подругу, и говорят, они собираются в Америку вместе поехать…

Тесть, естественно, услышав такое – бросил все и поехал к Ребе Рашабу.

Приходит к Ребе Рашабу на йехидус. Ребе, мой зять тра та та…

Ребе Рашаб слушает, и спокойно так отвечает: да, с солдатом такое может случиться. Но – продолжает Ребе – не волнуйся, он отслужит и вернется к семье…

Тесть, весь выходит из себя: Ребе, но посмотрите, что пишут!

Ребе – снова очень спокойно: я не привык читать чужие письма…

— Но, Ребе, что же делать?!

— Не надо ничего делать. Он отслужит и вернется к семье.

На этом йехидус закончился.

Чем закончилась эта история? Молодой человек действительно собрался в Америку. Купил билет, сел на пароход. И, когда они уже отплыли – вдруг его кольнула мысль: я что же, теперь, никогда не увижу свою семью?!

На ближайшей станции он сошел по тихому с парохода, взял обратный билет, вернулся в свою часть, отсидел положенную гауптвахту на неположенное бегство из части. И… вернулся домой, как и обещал Ребе Рашаб.

Что мы из этого учим?

Реб Мендел объяснил молодому (тогда) Зальцману, что мы из этого учим, что не надо читать чужие письма…

А что еще?

Хороший вопрос. Тема для размышления.

Я могу предложить на вскидку пару объяснений, которые мне лично пришли в голову по прочтении этой истории.

Первое – «а-кол лефи а-зман ве-а-маком ве-а-адам» Так говорится в Тании – все зависит от времени, места и человека. То же самое действие, в отношении одного – будет великим грехом, а в отношении другого – будет сравнительно легким проступком. Вопрос, конечно – до какой степени? Из этой истории можно выучить, на первый взгляд, что до ооочень большой степени.

Второе – любимый равом Гинзбургом принцип «он испаалус». «Спокойствие». Спокойная, трезвая оценка ситуации. Невозможно оценивать поступки солдата царской армии мерками, сшитыми на йешива-бохера или авреха.

Третье, возможно, самое интересное.

На днях мне попался удивительный текст – моего тезки, психолога Саши Ройтмана

Такой вот текст:

ВОПРОС:
В студенческие годы совершила глупость: в бесполезных попытках встретить Ту Самую Любовь решилась на свободные отношения. Поняла, что это точно не для меня. Как вы понимаете, самый первый опыт я получила не с «долгожданным», а с тем кто был заинтересован… И все как-то слетело, еще тогда начала себя чувствовать дурой, «грязной». После были отношения, влюбленности, но в замужество и семью ничего не вылилось. И чем больше, тем «грязнее» себя чувствовала. Но вот теперь к 28 годам набрала в свой «опыт» аж шестерых — и все тоскливые попытки кто знает к чему уже… А мне и семью хочется создать крепкую, с хорошим человеком, и чувствую себя «грязной», кажется, что приличный мужчина просто не захочет со мной иметь дело. Заметила, что в большинстве случаев мужчины обращают внимание на прошлое их избранниц. К тому же, недавно встретилась с одним из своих сокурсников, правильным и «строгим». И поняла из разговора с ним, что ему (такому, какого я хотела бы себе мужа) подобные девушки как грязь. Я не влюблена в него, мне просто очень нравится эта его принципиальность и правильность, но, к сожалению, я уже не соответствую. Это уже не изменить. Когда об всем этом думаю, аж хочется повеситься, как становиться тоскливо и серо. Что же мне делать? Грусть.

ОТВЕТ:
Немного странным и жестким мне видится Вам мир, Марта. Мир, в котором живете Вы, через который Вы оцениваете себя, мир, в котором живут люди, окружающие Вас. Я бы не хотел быть Вашим ребенком, любовником или мужем.
Я не представляю в этом мире ни любви к себе, ни к другим…
Вот в моем мире я могу представить себе ситуацию, когда мой ребенок упал в выгребную яму туалета (такого, знаете, как были у нас в пионерских лагерях). Я могу представить себе, как бы я испугался, как мыл бы его, как успокаивал, целуя. Я не могу только представить себе, как я меньше бы стал любить его во время и после этого.
А в Вашем мире я не представляю себе, чтобы упавшего в дерьмо ребенка вытащили бы. Максимум – добили бы. А после грустили…
Еще пример. Когда-то в молодости, на одной из практик, я принимал роды у шести женщин. Вы даже не представляете себе, ОТКУДА мне пришлось доставать этих несчастных крошек. Правильно ли я понимаю, что в Вашем мире дети, которых достают из столь «грязного» места, сами автоматически становятся «грязными».
Подозреваю, что в мире, где оступившийся человек становится грязным раз и навсегда, ошибся он в выборе партнера или не смог с первого раза построить семейную жизнь, развелся или полюбил вне брака – он грязный.
Мне в Вашем ТАКОМ вот мире неуютно.
Возвращаясь к вопросу «что мне делать?» В Вашем мире, в Вашей системе координат остается только одно – грустить.

Сильный текст. Мы все читаем слихос в элул, все читаем маамарим Ребе, про «13 мидот рахамим». Это все, в значительной степени остается абстракцией. Я не знаю, читает ли Саша Ройтман маамарим хасидизма – скорее, по-видимому, нет, чем да. Но вот этим своим ответом он выразил, мне кажется, самую суть. Ту простую истину, что нам рано ставить на себе крест шестиконечную звезду. Даже тот, кто «согрешил, и повредил, и перешел дорогу» — и потом делает тшуву – это еще не основание вычеркнуть себя из списка живых людей. На самом деле перекликается с маамаром Мителер Ребе «вейосфу ановим», который рав Гинзбург называет одним из основных маамаров всего учения хасидизма.

Там тоже – один молодой человек решил «вычеркнуть себя из жизни» за то, что он провинился в заповеди омывания рук. Чем это закончилось – см. там.

Можно тоже привести то, что говорится в Тании,  что иногда ацвут (отчаяние) из-за дурных мыслей в молитве указывает на то, что человек не осознает своего места. «алвай бейнони вело раша кол йомов» (он думает, что он праведник, а хорошо, если он бейнони а не грешник все дни своей жизни).

Но, мне кажется, Саша Ройтман сказал лучше их всех. Или может, он просто сказал это на понятном нам языке.

По прочтении этого текста мне даже пришла в голову мысль, что может быть, известная фраза из Эц хаим о том, что творение мира имеет целью «леэйтив ливруов» (оказать милость творению) имеет в виду именно это. Что все нефилот, все падения, грехи и болезни (не дай Б-г) существуют в мире лишь для того, чтобы раскрыть глубину жалости и милосердия Вс-вышнего к творению.

Собственно, нечто подобное я когда-то читал у рава Шагара, со ссылкой на рабби Нахмана. О том, что творение абсурдно, иррационально — и именно поэтому годел а-рахмонус — есть место для великой жалости. Тот, кто думает, что мир логичен — не имеет жалости.

Как раз вчера рав Гинзбург говорил об этом в Ицгаре – от имени р. Михеля из Злочева – что у нас нет ни малейшего представления о том, как велика жалость Вс-вышнего к самому последнему грешнику.

Я бы от себя добавил, что поскольку, как известно, «тот у кого нет разума – запрещено жалеть его» — то, можно выучить и в обратную сторону – чем больше разума – тем больше жалости.

Поскольку наше поколение – «поколение знания» — то жалость – рахманут, милосердие, понимание в нашем поколении должно быть куда больше чем во всех предшествующих.

Еще рав Кук сказал (сто лет назад) что это поколение не способно вернуться из страха, но очень способно вернуться из любви.

Шана това

Ицхак

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий