(после вчерашнего урока)
Я кажется, понял, чем отличается Яд Хазака от Море Невухим.
Яд — это «общественная», национальная религия.
А Море — это личное, частная религия.
А рав Кук идет в продолжении традиции Рамбама — у него есть «национальная» Тора — и исторически именно его учение о национальном возрождении была раскрыта первой.
Вся работа рава Цви Йегуда была в основном — раскрытие национального учения рава Кука
Я могу ошибаться, но кажется Pinchas Polonsky это в основном национальная составляющая учения рава Кука
Рав Шерки. Он ученик Цви Йегуда (не уверен) но также ученик Маниту — последний говорит о возрождении к «иври» — как нации. С другой сторону — его каббалистическая традиция — говорит о личном боге.
А в последние время потихоньку раскрывается личная вера в учении рава Кука.
*
В известном смысле разница между «нигле» (открытой Торой) и «каббалой» — именно в этом.
Для «открытой» Торы главное — это национальная религия.
А в каббале главное — личность.
Рав Ицхак Гинзбург как то сказал: «в мире ацилуте 1 больше чем 1000»
Это как раз об этом. Ацилут — мир каббалу — мир единствоть.
А мир «Асия» — мир множественности, где, понятно, главное — это общество.
Сегодняшний тренд искать личность (и хасидизм как в основе своей личностный контакт с Богом) — это в сущности, свет Ацилута в мире Асия
*
Кстати, с этой точки зрении интересно посмотреть на конфликт Гаона и хасидизма.
Гаон чрезвычайно боится «личной» религии. Для него это почти что христианство (как мы говорим о том, что христианство в своей основы — это каббала)
Великая победа хасидизма — что он вернул концепцию личного Бога в иудаизм