Вы вчера слушали еще один урок Вилка. Он говорит о том, что иудаизм принципиально религия народа, а не религия личности. Рав Кук в известном смысле пытается сделать «революцию» и сделать иудаизм религией личности.
Уже хасидизм начинает этот процесс.
А христианство — по мнению Персико изначально религия личности.
Так или иначе проблемы между иудаизмом и христианство — это спор двух версия иудаизмом. Только потом этот спор использовали антисемитизм для войны с евреями. Но мы здесь хотим понять о вере, а не о политике
*
Без условно, аспект иудаизма как религии нации чрезвычайно важен.
Скорее можно говорить том, что сегодня аспект личной религии не меньше, а скорее важнее чем аспект общественной религии
*
Может быть «закостеневшие» основы вера иудаизма — это как раз результат прежде всего «веры для нации», не обращая внимание на подробность современного цивилизованного человека в личной религии.
Кажется, только рав Кук видит эту опасность для иудаизма. Закостеневшость иудаизма угрожает в конечном счете «общественному» иудаизму.
*
Интересно, что моя личная тшува была чисто из национальных соображений. В свои 19 лет я понимал, что иудаизм сохранил еврейство — и это было единственным соображением искать себя в иудаизме.