Рав Шерло: в фанатизме заложен потенциал самоуничтожения

Урок рава Шерло по отрывку из «Орот а-тхия» гл. 18

23 сивана 5772 года, Петах Тиква, «Бет мидраш ле-Тора ве-ле-хаим»

Я долго раздумывал, о чем говорить на нашей завершающей встрече, и я хотел бы, по сути, оглядеться на все то, что мы учили, все темы, которые мы затронули в течение минувшего года, единым взглядом. Не с точки зрения идеологической, но – с точки зрения социальной. Ибо то, что, в конечном счете определит самосознание, успех, чуть еврейского государства – это то, что происходит внутри нас самих. Есть, как понятно, очень тяжелые вызовы извне – в экономическом отношении со стороны Европы, в отношении безопасности со стороны Ирана и так далее – со всех сторон. Однако, в конечном счете, мы знаем, что наша способность выстоять против всех этих вызовов зависит от процессов, происходящих внутри нас самих, а среди нас самих есть очень большая разобщенность, раздробленность, различные позиции, глубокие конфликты и т.д. Я подумал, что в качестве завершающего урока для нашего «социального бет-мидраша», общественного бет-мидраша, попробовать проучить отрывок из рава Кука, который пытается выставить альтернативу – достаточно нетривиальную – как бороться с разобщенностью и раздробленностью среди нас.

Рав Кук пишет в маамаре «Орот а-тхия», написанном, по-видимому, в начале 20 века. Рав Кук приехал в Яфо в 1904 году, и покинул город в 1914 году. Он поехал в Европу, чтобы участвовать в первом съезде Агудат Исраэль, и как раз тогда началась Первая мировая война. И поскольку он был российским подданным, он не мог вернуться в Эрец Исраэль. И тогда он остался в Швеции, и потом переехал в Англию, в Лондон, до 1918 года. До 1919 года он оставался за границей. Самыми плодотворными годами его творчества были эти десять лет в Яффо – с 1904 по 1914 – там был центр его духовного творчества. По-видимому, в английский период своей жизни рав Кук находился в глубокой депрессии, вызванной отрывом от семьи, от страны Израиля и т.д. Он вернулся в страну Израиля в 1919 году, и был назначен главным раввином Иерусалима. В 1921 году он был избран главным ашкеназским раввином Израиля.

Таким образом, данная статья была написана около ста лет назад, и тема ее – как следует относиться к местной политике. Рав делает здесь интересный анализ, он говорит, что, по сути, ему легко сделать это, не потому, что он хорошо разбирается в конкретике Яффо, но поскольку это есть исторический анализ, т.е., эти явления существуют на протяжении всей истории, и не только еврейской истории,  но всего человечества. И он предлагает иной взгляд на политику.

В начале его слова не очень ясны, и это становится более ясно в продолжение. В последнем абзаце есть большой вопрос, что  он хочет сказать, но об этом мы будем говорить в конце урока.

Давайте посмотрим.

Три силы борются между собой в настоящее время в нашем лагере.

Если попытаться проанализировать внутри-израильскую политическую карту – то мы обнаружим, что идет борьба между тремя основными силами, или тремя партийными блоками

Борьба между ними наиболее заметна в земле Израиля,

Мы видим это в значительно большей степени здесь, в стране, ибо мы живем здесь, мы переживаем это, но в действительности

но они действуют постоянно в жизни нации в целом,

В действительности эти три блока партий отражают три процесса в народе Израиля. Не только здесь, в стране, но во всем народе Израиля. Нужно помнить, понятно, что большая часть еврейского народа находилась в ту эпоху за пределами страны Израиля.

и корни их находятся в глубинах сознания, проникающего в широте человеческого духа.

Т.е., если ты спросишь – где корень этих трех партий? – Это даже не есть нечто специфически-еврейское, но – это коренится в самой природе человеческого духа. Т.е., человек в общем, национальные движения, социальные движения и т.д – подразделяются на три эти силы. И поэтому невозможно даже мечтать, чтобы не было борьбы между этими тремя силами. Но что же тогда можно сделать? И здесь мы видим новаторский подход рава Кука. Сначала это выглядит несколько размыто, но далее становится яснее.

Мы будем несчастны, если три эти силы – которым необходимо соединиться у нас, так, чтобы каждая из них помогала другой и совершенствовала ее, чтобы каждая из них ограничивала фанатизм, который другая способна произвести в извращенной форме, если ее путь не будет ничем ограничен – если мы оставим их в их разделении, в их восстании одна против другой, и в их разделении каждой из них в отдельный лагерь, воюющий с другим лагерем.

Рав говорит здесь: есть у нас две возможности. Та опция, которую мы, как правило, выбираем, это тот факт, что мы, как правило, отделяемся друг от друга, враждуем друг с другом, каждый смотрит на другого как на врага. Это путь, по которому мы, как правило, идем. Если перевести это на «разговорный» язык, это называется «win-looze game». Это означает:  смотри на тебя, как на своего врага, недруга, и моя цель – вырасти насколько я только смогу, и препятствовать тебе, насколько позволяют мои возможности. Это та политика, которую мы, как правило, видим вокруг. И она делает нас «несчастными». Есть ли альтернатива?

Объединиться? Искать компромисс? – Это не пройдет. Ибо мы разные. Мы отличаемся друг от друга. Но есть еще один вариант. В чем идея? Рав говорит так: мы должны смотреть на вещи совершенно иначе. Я должен радоваться тому, что у меня есть противник. Это – центральная мысль. Я нуждаюсь в своем противнике. Для чего я нуждаюсь в противнике? Рав приводит две причины.

Первая – и это, наверное, каждый мог бы сказать сам —  я нуждаюсь в своем противнике, ибо я ограничен. Каждый из нас ограничен. Каждый из нас, как правило, концентрируется на чем то одном, наиболее важном, для него. Никто из нас не может объять необъятное. И поэтому мне нужен другой, для того, чтобы он восполнил то, что я не могу, или то, в чем я слаб. Это – красиво, но достаточно тривиально.

Но рав говорит здесь нечто большее, и это – одна из самых удивительных идей данной статьи. Я нуждаюсь в своем противнике еще по одной причине. Он должен спасти меня. Он должен спасти меня – от меня самого. Ибо рав Кук принципиально считает, что любая крайность плоха. Любой фанатизм, любая крайность несет потенциал самоуничтожения. Нет ничего, что было бы абсолютно верно всегда и везде. Милосердие – это хорошо? Конечно! – Но крайность в милосердии  может обернуться катастрофой. Я не борюсь с преступностью, я оправдываю преступников. Все хотят милосердия, и мы знаем, чем это оборачивается.

Стремление к истине – это хорошо? – Да. Но крайность в стремлении к истине – способна разрушить мир. Без мягкости, без компромисса, и т.д. – мы знаем, чем оборачивается фанатизм в стремлении к истине. И так далее.

Это означает, что истинная задача моего оппонента – это не только восполнить то, чего мне не хватает, но – великая миссия оппонента состоит в том, чтобы спасти меня от того, чтобы зайти слишком далеко по моему собственному пути. Смотрите, как рав это формулирует (см. цитата выше).

Взять, для примера, религиозные партии. Одна из трех действующих сил – это религия, как будет говориться далее. Религия – это прекрасно! Она – смысл и центр нашей жизни. Она – основа нашей веры. И она становится чрезвычано опасной, когда она становится фанатичной. Одна из причин, почему она чрезвычайно опасна – она видит перед собой только Б-га, но не людей. Какая сила способна ограничить религию? Какая сила способна ограничить религиозный фанатизм? Лишь когда против нее будет стоять другая партия! И религиозная партия должна быть благодарна партии либеральной – рав Кук употребляет именно эти слова – либеральной партии – за то, что она спасает религиозную партию от нее самой. Это пишет главный раввин Яффо, в будущем – главный раввин земли Израиля! Это просто удивительно.

Сейчас рав Кук опускается еще на ступень ниже.

Святость,

Т.е., религиозные партии

нация,

т.е., национальные партии

человечество –

т.е., либеральные партии, движения за права человека и т.д.

это есть три основные требования, и вся жизнь, наша или любого человека, в той или иной форме, составлена из них.

Это звучит похоже на Маркса. Не то, чтобы это было идентично Марксу, но мы говорим о культуре конца 19 – начала 20 века, которая пытается выстроить некую «генеральную схему», сил, действующих во всей человеческой вселенной. И рав говорит: я нахожу, что, в конечном счете каждый из нас состоит из треугольника. Есть в каждом из нас три силы. Одна – это он сам, эго, личность, самодостаточность, и т.д. Вторая – национальность, семья, мир. Третья – стремление к святому, к Б-гу. Это его психо-универсальный анализ. Что изменяется от одного человека к другому?

Пропорции этого состава могут быть различны. Одна из частей из этих трех может занимать место более или менее центральное, будь то индивидуум или общество, но мы не находим и не сможем найти никакой стабильной формы человеческой жизни, которая не была бы составлена из этих трех.

Требуемое смешение этих трех великих требований необходимо для любой группы, строящей надежды на будущую жизнь.

Когда мы оглядываемся на то, что происходит в нашем обществе

Когда мы осматриваем нашу жизнь и мы видим, что эти силы, несмотря на то, что им предназначено слиться и соединиться друг с другом, все более отдаляются друг от друга, мы призваны прийти для спасения.

Рав Кук говорит: я чувствую сейчас потребность воззвать ко всем партиям – не объединиться – это нереально – но – призвать все партии перейти к игре «win-win». Т.е., признать, что не только ты сам важен, но также и другая сторона, и перейти к политике корректности. Вместо политики силовых игр, когда каждый тянет одеяло на себя, перейти к политике, которая будет стремиться – несмотря на все войны и споры, ибо все равно мы не достигнем согласия – но политика, когда каждый ищет возможности, чтобы все силы нашли свое выражение. Даже если это не моя партия. Моя «партия» — это святость, твоя – либерализм но моя цель в жизни – не уничтожить тебя, не обозначить тебя как недруга, или не дай Б-г как врага. Моя цель – давайте найдем путь, чтобы каждый из нас мог принести пользу тем качеством, которое у него доминантно, когда каждый из нас будет видеть потребность, жизненную необходимость, в существовании другой стороны, и далее – посмотрим, куда мы сможем продвинуться.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

1 комментарий к “Рав Шерло: в фанатизме заложен потенциал самоуничтожения”

  1. Замечательная статья. Как раз в тему нынешнего положения в мире. Все чаще звучит призыв к интеграции. Хорошее слово, но в нем тоже стоит опасность, то из чего состоит каждый индивидуум, народы, партии и страны приведут к разрушению многообразия и гармонии, так как мир не может состоять из чего то одного, а интегрироваться можно отдавая самое лучшее, что есть в тебе, но не растворяясь в общем. Объединяясь в евросоюз, все предполагали о самом лучшем варианте будущего, но как оказалось на деле, все оказалось совсем по другому. К кризису экономическому вскоре прибавиться еще религиозный, социальный и политический. Даже арабский кризис не решит кризис евросоюза, а напротив в будущем усугубит, так как смена власти, военные действия и революции в арабских странах, не решит эмиграцию арабских беженцев в страны евросоюза. К чему это приведет? К социальному взрыву, затем к религиозным столкновениям, к политическому кризису в более масштабном порядке. Мусульмане и христиане не могут существовать вместе долгое время, тем более в тяжелые кризисные периоды, их религиозные философские взгляды противоположны, но у них есть одна общая вещь — ненависть к Израилю, скрытая в благополучные периоды, и явно раскроется в период кризиса. С другой стороны объединение в какой то мере решает на небольшой временной период противостояние тех или иных идеологических, политических и социальных проблем, то есть, как мы помним Стране Советов противостояла фашистская Германия, это противостояние дало возможность в конечном итоге утвердиться как мировому лидеру и окрепнуть Соединенным Штатам. Противостояние решает на какой то временной отрезок времени проблемы мирового порядка, но не надолго. Положительное, что было после третей мировой войны для некоторых: перераспределение материальных ресурсов и передел политической карты мира. Объединение приводит к противостоянию, как правило — это как в природе: яйцеклетка объединилась со сперматозоидом, затем начала делиться, плод отторгается от тела матери, но это положительное заложенное мудрой природой, есть смысл. Но когда человеческий ум , в его ограниченной творческой природе создавать, опирающейся на эгоистическую природу, решает что то изменить в свою пользу, приводит к катастрофам. Человеческий ум и разум не может увидеть все в объеме как единое целое, а видит дуальность и полярность мира. А потому, что не хватает духовной основы, исходящей от истиного монотеизма. В первую очередь нужно объедениться именно в этом, сохраняя свою неповторимость и индивидуальность. Может и даже так оно есть, нет пропорции в треугольнике, поэтому что то должно доминировать, объеденять, которое гармонично может слиться с любой составляющей любого треугольника. Что же это может быть? Может — это любовь к ближнему? А может — это страх перед Творцом? А может и то и другое? Наш мир, я его сравниваю с лоскутным одеяло, которое сшито из разных кусочков тканей, но у них есть одна функция — стать одеялом красивым и теплым. Евреи и рассеяны для того чтобы сшить все лоскутки в одно целое для того чтобы оно стало единым для Единственного Одного Творца. Так как сама жизнь требует другого развития.

    Ответить

Оставьте комментарий