«Три силы борются между собой в нашем лагере»

Три силы борются между собой в настоящее время в нашем лагере. Борьба между ними более заметна в земле Израиля, но они действуют постоянно в жизни нации в целом, и корни их находятся в глубинах сознания, проникающего в широте человеческого духа. Мы будем несчастны, если три эти силы – которым необходимо соединиться у нас, так, чтобы каждая из них помогала другой и совершенствовала ее, чтобы каждая из них ограничивала фанатизм, который другая способна произвести в извращенной форме, если ее путь не будет ничем ограничен – если мы оставим их в их разделении, в их восстании одна против другой, и в их разделении каждой из них в отдельный лагерь, воюющий с другим лагерем.

Святость, нация, человечество – это есть три основные требования, и вся жизнь, наша или любого человека, в той или иной форме, составлена из них.

Пропорции этого состава могут быть различны. Одна из частей из этих трех может занимать место более или менее центральное, будь то индивидуум или общество, но мы не находим и не сможем найти никакой стабильной формы человеческой жизни, которая не была бы составлена из этих трех.

Требуемое смешение этих трех великих требований необходимо для любой группы, строящей надежды на будущую жизнь. Но, когда мы осматриваем нашу жизнь и мы видим, что эти силы, несмотря на то, что им предназначено слиться и соединиться друг с другом, все более отдаляются друг от друга, мы призваны прийти для спасения.

Основание такого разделения – в негативных сторонах, которая каждая из этих сил видит в другой, и эти негативные силы сами по себе не достойны такого имени, ибо в любой отдельной силе, особенно душевной, обязательно присутствуют негативные стороны, особенно в том, что касается ее избыточного распространения за счет других сил.

В этом не следует проводить разделения между святым и будничным: все заключено в «линии меры» и все требует равновесия, «даже дух пророчества на покоится на пророках иначе как по установленной мере».

Но разделение там, где должно быть единство приводит к тому, что постепенно опустошается дух, позитивное сознание в состоянии отдельно действующей силы, по крайней мере, в отношении той личности, либо той группы, становится все слабее, ибо сама эта сила все больше истончается, будучи насильственно оторванной, противно самоей природе духа быть соединенным с другими основаниями, дополняющими его. Вместо него жизнь наполняется лишь негативным сознанием, и каждый сторонник отдельной силы наполнен лишь энергией и огнем в отношении отрицания другой силы, или других сил, которых он не желает даже узнать.

И когда жизнь происходит таким образом, то положение становится ужасным, дух опустошается, стремление к истине, внутреннее сознание истины и любовь к ней, падает и исчезает, и ищущие истину разбредаются кто куда.

Три наиболее заметные силы в нашей национальной жизни есть: одна – это ортодоксия, как это принято называть, несущая знамя святости, призывающая с твердостью, ревностью и горечью, к исполнению Тору и заповедей, ведущая борьбу за веру и все святое в Израиле.

Вторая – это новый национализм, ведущий борьбу за все, что касается национальной идеи, включая в себя многое из чистой природности национального духа, стремящегося обновить свою национальную жизнь, после того, как они были долгое время сокрыты в нем вследствие горького изгнания. Многие свои стремления она восприняла из духа других народов, в той степени, как она сознает, что это есть благо и что это подходит также ей.

Третья – это сила либеральная, которая несла знамя просвещения в недалеком прошлом, и до сих пор она сохраняет свою силу в широких кругах, и она не ограничивается национальной ячейкой, но требует общечеловеческого содержания: просвещения, культуры и морали и т.д.

Ясно, что для здоровья нации либо индивидуума есть потребность во всех этих трех силах одновременно, и всегда мы должны стремиться к тому, чтобы достичь такого здорового состояния, когда бы три эти силы вместе властвовали над нами во всей их полноте и силе, в гармоническом исправленном состоянии, в котором нет ни недостатка, ни избытка, ибо святость, нация и человек соединятся  вместе в возвышенной и одновременно с этим прагматичной любви.

Вместе собрались бы как индивидуумы, и также партии и фракции, и каждый из них нашел бы свои способности более подходящими к одной из этих трех частей, с надлежащим дружелюбием, дабы каждый с благосклонной признательностью относился к позитивной миссии своего товарища.

И тогда бы это сознание становилось бы все более совершенным, так, что было бы уже не достаточно, чтобы каждый осознал позитивную сторону, которая есть в каждой силе, как нечто достойное и приемлемое, и пригодное для того, чтобы использовать ее, как для общего улучшения слияния духа, и также для частого улучшения самой этой особенной силы, под знаменем которой он находится; но пошел бы еще далее, находя также позитивное содержание в негативной стороне каждой из этих сил, в определенной пропорции, и сознавая, что в этом есть благо для самой той особенной силы, к которой он привержен — быть подверженной влиянию в определенной степени также негативной стороны другой силы, отрицающей его собственную, ибо посредством такого отрицания она устанавливает саму ее в ее подобающей мере, и спасает ее от опасности добавления и преувеличения, и это есть одна из особенных работ и самых сложных работ в Храме, кмица, «не добавить и не убавить».

И также если бы вглянемся глазами доброго разума в то брожение, от которого мы так терпим в нашем поколении, мы поймем, что лишь один путь открыт перед нами: чтобы каждый, не важно – или это индивидуум, или это группа людей, положил на сердце свое эту мораль, и наряду с защитой, к которой призывает каждый, защитить ту особенную силу, к которой он привязан, по природе своей души и по своей привычке и воспитанию; знал бы также, как использовать силы, находящие свое убежище в других людях и в других партиях, дабы он сам и также его собственная партия достигли совершенства, как в позитивной стороны других сил, и также в позитивной части их негативных сторон, которые, в действительности, лишь укрепляют его собственную особенную силу, тем, что предохраняют ее от порчи преувеличения, ослабляющей ее и затушевывающей ее собственный образ – таким образом мы смогли бы надеяться достичь состояния жизни, достойной единого народа на земле.

Ясно, что то, что мы включили святость среди этих трех сил, каждая из которых должна ограничить себя иногда, чтобы предоставить место другой, имеется в виду лишь техническая и практическая часть святости, и мыслительные и эмоциональные стороны, связанные с этим.

Но сама сущность высшей святости – есть высшее единство (вариант: объединяет все противоположности), и само это ограничение есть часть его работы, среди всех работ, приходящих для совершенствования мира и жизни во всех их аспектах, ибо все они несут на себе печать благословения святости.

Поэтому возвышенная идеальная мысль, Б-жественная мысль, она сама по себе совершенно свободна от всех ограничений, и ощущение Б-жественности близости всегда наполнена высшим простором, выше всех границ. «Каждому желанию вижу я границу, лишь заповедь твоя безгранична».

И когда индивидуум и целый народ пойдут по пути практической и интеллектуальной справедливости, ограниченные своими границами, тогда сможет мир возвыситься также к высшему простору, «из теснин взывал я к Б-гу, из простора ответил мне Б-г».

(Рав Авраам Ицхак а-коен Кук, Орот а-тхия Гл. 18)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

1 комментарий к “«Три силы борются между собой в нашем лагере»”

Оставьте комментарий