Вопросы 9 ава

В последний пост 9 ава – я, конечно, постился как все, но внутри меня все протестовало против этого поста.

Накануне поста я задал себе простой вопрос: сколько лет мы находимся в изгнании? Правильно, 1900 с чем-то лет.

Теперь давайте сравним ситуацию тогда (т.е., перед разрушением Второго Храма) и сейчас.

Тогда евреи находились на своей земле, и сейчас – снова вернулись на свою землю.

Тогда были войны – и сейчас тоже есть.

Тогда были болезни, нужно было тяжело работать, люди рождались и умирали – и сейчас то же самое.

Так на каком же основании мы продолжаем утверждать, что мы находимся в «изгнании»?

Только потому, что дурное начало, болезни, смерть – еще не перестали существовать?

Но это существовало перед изгнанием – почему это должно перестать существовать после?

Дни Мошиаха, будущий мир – это отдельная тема, но мы говорим об изгнании. Изгнание завершилось, когда евреи вернулись на свою землю, и когда еврейская власть управляет землей Израиля.

Можно сказать: хорошо, но это не религиозная власть! – Не вдаваясь в вопрос, будет ли кому-то лучше, если будет «религиозная» власть – а что, 2000 лет назад была сильно религиозная власть? Царь Янай, или Ирод, или Ахав – были сильно «религиозными»? Да, они общались с пророками – примерно как нынешние власти общались с Любавичским Ребе… Но при этом они в большинстве своем не были ни сильно религиозными, ни сильно праведными.

Другими словами: понятие «изгнание» – имеет вполне определенный физический смысл: изгнание еврейского народа со своей земли, лишение еврейского народа самостоятельной власти, массовые убийства, голод, мучения, которыми это все сопровождалось. Это есть сегодня? – Если нет – то почему, находясь на святой земле, мы продолжаем говорить в наших молитвах о Иерусалиме «город разрушенный и опустошенный…»?

Есть понятие «истинного и полного избавления», о котором говорит много Любавичский Ребе – но это ведь совершенно другое понятие.

«Истинное и полное» – это когда будет уничтожено дурное начало, и когда люди прекратят умирать и т.д. – это вообще дни Мошиаха или даже будущий мир (совершенно не факт, что в дни Мошиаха люди прекратят умирать, или у них перестанет быть дурное начало – «нет между нашими днями и днями Мошиаха – но лишь порабощение царствами»).

Если нет еще «истинного и полного», но евреи вернулись на свою землю, и еврейская власть, которую мы все ругаем – управляет этой страной – это разве не «частичное избавление»?

За последние двести-триста лет мир совершенно изменился, но в ортодоксальном иудаизме время как будто застыло. Подобно двухсотлетней давности нарядам хасидских направлений – продолжающих носить «штраймлы» и чулки – по моде аристократов 200 летней давности – так же и в области сознания и мировоззрения – мы продолжаем руководствоваться понятиями двухсотлетней и более давности.

Собственно, оказалось, что не один я так считаю. На сайте седьмого канала на иврите было опубликована статья рава Исраэля Ариэля – «Девятое ава – день построения, а не день разрушения«.

Я не хочу сказать, что у меня есть ответы на все вопросы. Безусловно, дурное начало продолжает сущестовать внутри нас, и Израиль окружен врагами со всех сторон, и никто не знает, что будет завтра. Но разве это основание для того, чтобы продолжать оплакивать (физическое) изгнание, которое уже завершилось?

Особенно, когда мы учим в хасидизме, что также и природа – Б-жественна, «тэва» – «природа» – это числовое значение имени «Элоким» – так как же можно утверждать, что та природа, те законы природы, по которым Вс-вышний управляет миром сейчас – это «плохо», и только когда прийдет Мошиах – это будут «хорошие» законы природы?

Только потому, что нет полного Б-жественного раскрытия, שכינתא בגלותא  — поэтому мы должны утверждать, что мы все еще находимся в изгнании?

Во-первых, это не пшат (не простой смысл), что «галут» – это «שכינתא בגלותא» (изгнание Шехины). Во-вторых: кто сказал, что Б-жественное раскрытие должно происходить по понятному нам сценарию?

Последние двести лет – время удивительных открытий, время удивительного развития технологии, психологии, физики. Это разве не Б-жественное раскрытие?

Да, дурное начало продолжает существовать. Но если его не будет – какое значение и какой смысл будут иметь все наши заповеди и добрые дела?

Да, болезни и смерть все еще существуют, добро и зло в мире перемешаны, и также в жизни каждого из нас перемешано радостное и не очень радостное.

Но кто сказал, что будет лучше, если будет только добро, только радость, только хорошее? И особенно – что это должно наступить прямо сейчас.

И последнее: для любавичских хасидов: кто сказал, что смерть Любавичского Ребе – событие абсолютно естественное с т.зр. законов природы – это «величайшая трагедия поколения»? Это то, что должно было произойти по законам природы, и это то, что произошло. То, что Ребе пытался привести Мошиаха в нашем поколении – не он первый из праведников, кто пытался это сделать, и не смог. Почему мы должны оставаться в прошлом? Жить с ощущением, что Ребе «вот-вот вернется»? Не лучше ли строить свою жизнь на проверенных временем принципах, а не на заглядывании в «Игрот» и постоянном ожидании чуда?

В общем, в последнее 9 ава у меня было много вопросов…

***

…Да, меня самого пугают иногда подобные мысли. Значит, Ребе был не прав (собственно, в вопросах соблюдения постов – это не только Ребе – это все ортодоксальное еврейство), а Ицик Ройтман прав?

Когда мне доводится общаться с людьми на эти темы – мне задают этот вопрос, да и сам себе я задаю тот же вопрос – уверен ли я в правоте сделанных выше выводов?

Начнем, наверное, с того, что полная уверенность бывает, как правило, только у абсолютных идиотов. Разум никогда ни в чем не уверен – всегда есть мнение в одну и в другую сторону (читал в хасидуте, ссылку не помню сейчас – Ребе об этом пишет, в Ликутей Сихот в первых томах).

По сути: это «махлокет» (спор) гдойлей Исраэль – великих мудрецов Израиля. Точка зрения, что возвращение евреев на родную землю есть начало мессианского процесса – это точка зрения некоторых учеников Виленского гаона вообще (тот же Га-нецив, поддержавший движение Хибат Цион), и мнение рава Кука и его последователей в особенности.

[Интересно, что в самые последние поколения, когда «миснагидские» круги восприняли многие хасидские идеи, они, видиом, переняли у хасидизма также и негативное отношение к «шиват Цион»[.

Так что, если быть точными – это «махлокет» – ортодоксальное еврейство (и Ребе, как его представитель в этом вопросе) против рава Кука, рава Соловейчика и т.д.

Рав Кук, как известно, умер до провозглашения государства. Неизвестно, что бы он сказал на тему, нужно ли продолжать поститься в пост 9 ава после провозглашения независимости.

У сегодняшних религиозных авторитетов, возможно, просто не хватает смелости что-то менять, или они не считают нужным что-либо менять.

Второе и главное: мы читаем в нашей недельной главе удивительную фразу: «Ибо это (Тора) ваша мудрость в глазах народов[1]«. Что значит «Ваша мудрость в глазах народов… которые скажут… сколь мудр и понятлив этот народ»? Какое значение имеет мнение народов по поводу Торы и по поводу мудрости еврейского народа? По идее, вся суть иудаизма – это «что Ты отделил нас от заблуждающихся» – причем здесь вообще другие народы – да еще в отношении такой тонкой и духовной материи как Тора? – «Мудрость у народов – верь, Тора у народов – не верь» – Тора дана только евреям, она не дана никому другому!

И тем не менее – «Ибо это ваша мудрость в глазах народов…» Та же самая  Тора, которая предписывает нам отделяться от других народов, дабы не научиться от них дурному, — та же самая Тора говорит нам – «это Ваша мудрость в глазах народов…». Тора, можно сказать, предлагает своего рода «критерий опровержимости» – как мы, находясь в этом материальном мире, можем знать, что мы правильно понимаем и исполняем законы Торы? Тора дает парадоксальный и неожиданный ответ: «ваша мудрость в глазах народов» – пока народы мира, лучшие из народов мира, признают мудрость Торы – значит, все ОК. Как только начинаются в этом сомнения – значит, пришло время нам тоже делать определенный «апгрейд» нашим представлениям.

Если посмотреть на вещи в этом аспекте – то, на мой взгляд, очевидно, что примерно еще двести лет назад интеллектуальное и моральное превосходство иудаизма было очевидным, особенно на фоне той дикости, в которой находился окружающий мир. Но за последние двести лет мир сделал большой шаг вперед, а иудаизм, в общем, застыл в понятиях двухсот-трехсот летней давности.

Рав Кук был первым из представителей гдолей Исраэль последних поколений – обративший на это внимание, и указавший, что иудаизм тоже должен измениться.

Но… мы предпочитаем ничего не менять. Так – удобнее. «Хватит кружить вокруг этой горы…» – нужен Моше рабейну, чтобы сказать это.

Наконец, последнее:

Мы говорили, что «харон аф шел маком» – гнев и претензии в отношении окружающего мира – это свойство клипы. Не видеть в упор достоинства существующего вокруг нас и быстро меняющегося мира, предписывать Вс-вышнего определенный «рецепт», как он должен привести Мошиаха (на белом осле, естественно…) – это, может быть, вообще не со стороны Святости.

Рассказывают про Баал Шем Това, что как-то раз ученики попросили его показать им Элиягу-а-нави, пророка Элиягу. Баал Шем Тов ничего не ответил. Через некоторое время ученики увидели, как к Баал Шем Тову подошел какой-то польский шляхтич, Баал Шем Тов дал ему закурить, и они побеседовали – о погоде, об урожае, и т.д. Когда они расстались – Баал Шем Тов сказал своим ученикам – Вы хотели увидеть Элиягу а-нави? Этот «шляхтич» – и был пророком Элиягу, только Вы не удостоились его узнать…

То же, возможно, можно сказать и про нашу эпоху: Вс-вышний приводит нам геула – понемногу, «кимъа кимъа», тем путем, каким Он считает нужным. Только мы не способны ее увидеть.

«Осталось только раскрыть глаза…»


[1] Дварим 4, 6

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

4 комментария к “Вопросы 9 ава”

  1. физическое изгнание явилось лишь следствием изгнания Шхины, возвращение которой, несмотря на перемену места жительства множеством евреев, пока не состоялось. то, что рав Кук воспринимал как начало рассвета, Ребе называл сгущением тьмы.

    Ответить
  2. Никто не оплакивает физическое изгнание. С материальной точки зрения лучше и удобнее жить среди гоев и, м.б. даже ассимилироваться. В глобильной деревне все национальные замашки не более чем атавизм.
    С материальной точки зрения нет никакого смысли в восстановлении национального государства евреев. Смысл есть только с ВЕЧНЫМ Храмом, постраенным Машиахом и с раскрытием Всевышнего в этом физическом мире.
    См. мою статью на http://living-kabbala.ru/neyavnaya-kabbala/pravaya-levaya-gde-storona/

    Ответить
    • >С материальной точки зрения нет никакого смысли в восстановлении национального государства евреев.
      Ну все-таки соблюдающему еврею в Израиле жить проще, хотя бы субботние запреты можно не нарушать, т.к. выходной у всех. Праздничные дни опять же, возможность купить кошерную пищу если человек не совсем нищий. Да просто возможность не прятать от всех свое еврейство из-за того что большинство окружающих если не антисемиты т.к. понимают что человек не выбирает кем родиться, то иудейскую веру ненавидят точно.

      Ответить
    • Если бы не было никакого смысла в восстановлении нац. гос-ва евреев с материальной т.з., то пасхальная Агада не содержала бы утверждение: «Даже если все мы мудры, разумны и сведущи в Торе, заповедано нам рассказывать о выходе из Египта».
      Смысл этого пассажа именно в том, что надо радоваться нац. независимости, безотносительно того, сведущи мы в Торе или нет.
      Как раз у мудрецов Торы есть тенденция желать остаться в Галуте. Ведь зачем нам вся эта головная боль — армия, правительство, политика? Не лучше ли, чтобы за всё это отвечал Фараон, а нам бы предоставил религиозную автономию? Тогда бы мы смогли без всей этой головной боли заниматься исключительно изучением Торы.
      Именно от этого предостерегает пасхальная Агада, и к этому предостережению стоит отнестись крайне серьезно!

      Ответить

Оставьте комментарий