Последние полгода (уже больше наверное) я оказался в «кругу притяжения» удивительного человека, в Хабаде многие называют его «малах» — «ангел» — рава Ицхака Гинзбурга.
Глубокое и теплое чувство, возникшее у меня в результате личного общения с равом, и еще больше — его уроки (на уроках рава часто слышишь ответ на свои личные вопросы, как заданные, так и не заданные), выразилось у меня фразой-определением:
Каббала означает «контакт».
По сути, все наши проблемы, как внутренние, так и внешние — можно объяснить, как проблемы контакта.
Прежде всего, контакт внутренний — контакт человека с самим собой, когда человек понимает себя, знает себя (в позитивном смысле), знает свои достоинства и недостатки, воспринимает себя всерьез.
Иногда, в результате потрясений и переживаний, этот контакт нарушается. Человек впадает в депрессию, в отчаяние, перестает верить в себя и в свои силы.
Каббала восстанавливает внутренний контакт.
То же касается и «внешнего круга». Контакт человека с окружающим миром — иногда человеку не хватает внутренней твердости, чтобы правильно, «на равных», с необходимой настойчивостью и с не менее необходимым уважением к окружающим — контактировать с миром. Человек замыкается в себе, или пытается делать все сам (с достаточно ограниченным успехом).
Каббала восстанавливает контакт с окружающим миром.
Человек рождается с верой в Б-га. Евреи называются «мааминим бней мааминим» — верующими сыновьями верующих». У каждого еврея есть врожденная и неизменная вера. Иногда эта вера остается «наверху», в корне души, и не проявляется в нижних ступенях души, облачающихся в тело. Происходит своего рода «разрыв связи» между душой и телом. Человек продолжает жить, но душа его не светит и не раскрывается в нем.
Каббала восстанавливает контакт человека с его Творцом.
И наконец — еще один круг проблем. Мир между мужем и женой. Мы сегодя живем в поколении «инстант», по выражению нашего рава Глуховского. Мы хотим, чтобы все нам доставалось быстро и без труда.
Создавая семью, мы думаем, что семейный мир дается легко, само собой, что супруга (или супруг) — это наш «двойник», который читает наши мысли и «автоматически» будет делать то, что мы хотим.
Лишь горький собственный опыт доказывает, насколько это не так.
Каббала восстанавливает контакт между мужем и женой.
Можно ли найти в «источниках» такое «определение» каббалы?
Мне хочется верить (я не знаю пока что точно), что да.
О Баал Шем Тове говорят, что в ту эпоху еврейский народ находился «в обмороке» ( в результате погромов Хмельницкого, да сотрется имя злодея), и Баал Шем Тов вывел его из обморочного состояния.
Что означает обморок? Душа прекращает контактировать с телом, поток энергии от души, дающий жизнь и движению телу — прекращается.
Учение Баал Шем Това, основанное на учении каббалы, чтобы вернуло «душу» обратно в «тело».
Мы можем сказать, по нашему пути, что Баал Шем Тов «восстановил контакт» между душой и телом народа.
Вот, наверное, первый, самый важный, источник, для утверждения, что каббала, по крайней мере каббала Баал Шем Това — это восстановление контакта.
В общем, сказано, что «Тора дана ради того, чтобы установить мир в мире». Наши мудрецы объясняют в мидраше, «мир между небесной свитой и земной свитой». Мы бы сегодня сказали, «мир между Вс-вышним и Его Творением», мир между материальным и духовным.
В раскрытой Торе эта конечная цель достаточно сокрыта. Раскрытая Тора — это «семь разделений», о которых говорится в молитве на исходе субботы.
Во внутренней, сокровенной Торе эта цель раскрывается и становится явной.
Можно попробовать поискать корень такого определения в грамматике иврита (известно, что на Святом языке название каждой вещи соответствует ее внутренней сущности):
— Каббала происходит от корня קבל «лекабель». «Лекабель» обычно переводится как «получать», но есть еще один перевод – «встречать». לקבל פני משיח צדקנו «Лекабель пней Мошиах цидкейну[1]«, פני שבת נקבלה «Пней шабат некабела». «Встречать», безусловно, означает «восстановить контакт».
Двухбуквенная основа[2] קב куф-бет встречается еще в нескольких корнях, например, קבץ «лекабец» — «собирать», קיבוץ גלויות «кибуц галуйот». Ясно, что «собирать» — это также идея восстановления связи. (Кстати, Мителер Ребе — второй Ребе Хабада — пишет в одной из своих книг, что главное «собирание изгнанников» — это собрать силы собственной души из «пизур нефеш», внутренней беспорядоченности).
Есть еще слово קו «кав[3]«, «линия». Фактически корень[5] этого слова — только буква ק»куф». Классическая каббалистическая קו וחוט «кав-ве-хут[4]» – начало всего ишташлелут, начало мироздания. Есть еще стих с этим корнем יקוו המים «Иикаву а-маим» – «да соберутся воды». Куф — линия связи, линия ограничения.
Еще вариант: один из смыслов слова «каббала» – это масорет, традиция. Традиция – это, безусловно, идея связи.
«Каббала» – это «кав», «линия и нить», соединяющая Высших и нижних, привносящая соединение и контакт внутрь человека и вне его.
В молитвенниках, составленных с учетом каббалистических «каванот» (специальных «намерений» во время молитвы, говорится: «лешем йихуд Кудша брих Гу у-шхинтэй» («во имя единения Вс-вышнего и Его Шхины») . Это одно из первых «каббалистических» понятий, встречаемых нами на нашем пути назад в еврейство.
Каббала это «арейни мекабель алай мицват асэ шель веаhавта…[6]» – которое мы говорим перед молитвой.
Наконец, «каббала» – это «лекабель пней машиах цидейну» – «встретить нашего праведного Мошиаха». «Встреча («каббалат») Мошиаха» зависит от изучения каббалы.
Каббала – это кешер, контакт, связь человека с самим собой, человека с окружающим миром, человека с корнем своей души, человека со Вс-вышним. Каббала это «get connected».
[1] Известное высказывание Любавичского Ребе, что «вся работа изгнания завершена, и осталось только «встретить нашего праведного Мошиаха». Можно предположить, что для того, чтобы «лекабель» («встретить») Мошиха – нужно изучать каббалу
[2] Слова Святого языка устроены таким образом, что часто первые две буквы определяют общую идею слова, а последняя – лишь уточняет его значение. Слова, имеющие одну и ту же двухбуквенную основу – как правило, выражают одну и ту же идею.
[3] Здесь фактически корень – только буква «куф»
[4] «Линия и нить» – наивысшая ступень Б-жественного света после цимцум (первичного сокращения света)
[5] В корне קוה буквы וה — «слабые», соответственно, буква куф – это основная буква корня
[6] «Я принимаю на себя заповедь любви к ближнему». В учении хасидизма объясняется, что единство душ Израиля – есть обязательное условие молитвы, без которого она не поднимается наверх.
Непонятно.
Особенно для исключительно русскоязычной аудитории.
Возможно, с еврейскими буквами (и словами) было бы лучше.
И вообще — начать с алфавита. )
Галина, спасибо за коммент.
Я еще просто не окончательно решил для себя, для кого я предназначаю этот проект, и какого уровня должны быть в нем материалы.
Есть большой проект переведенных материалов по хасидизму — в нем Вы, несомненно, найдете много материала для начинающих — «Хасидус по-русски»
Если говорить конкретно про философию рава Гинзбурга — то посмотрите, например, здесь:
http://www.chassidus.ru/philosophy/ginzburg/haatar_beivrit/yesodot/
http://www.chassidus.ru/philosophy/ginzburg/kabbala/
С уважением
Ицхак
ps Данный пост пока что очень конспективен, я постараюсь его переработать в ближайшее время
Я полностью переработал статью.
Вы, конечно, были правы — в первоначальном варианте это было нечитаемо.
Спасибо за Ваши замечания.
С уваженим
Ицхак
Вообще-то русскоязычной аудитории желающей постигать премудрости каббалы очень бы не помешало познакомиться с ивритскими буквами. Тем более, что это сам по себе интереснейший раздел.
Есть книга рава Гинзбурга «Еврейские буквы». Есть на хасидусе частично:
http://www.chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/
Вообще-то слово «каббала» означает «получать», а не «контакт». Но для того, чтобы получить нужен контакт с дающим. Поэтому, выражаясь несколько точнее, каббала подразумевает/предполагает наличие контакта.
Успехов!
«Основатели иудаизма» — думаю, это не совсем удачное выражение: основателем иудаизма является основатель мироздания. Праведники являются проводниками его воли.
можно найти разные оттенки и определения каббала. Но мне очень нравится такое определение: это наука об именах, Именах Б_га. Когда человек обретает способность ощущать эти Имена, их разницу, их разное влияние на Мир, тогда и произойдёт «контакт». Спасибо за статью, весьма полезно было поразмыслить.