Радикальное самопознание

Часть 3 из 5 в серии Гешель. "Б-г ищет человека"

(А.Й. Гешель. «Б-г ищет человека». Продолжение)

Существует два рода философии. Можно видеть в философии собственно мыслительный процесс, т.е., рассмотрение содержания мысли, такие, как например, основные принципы, аксиомы и мировоззрения. Можно рассматривать ее также как мысль о мысли, т.е., радикальное самопознание, выражающееся в процессе анализа, когда анализируется акт мышления. Это процесс размышления человека внутри самого себя, рассмотрение своего разумного эго в процессе его действия.

Деятельность разумного эго происходит в двух плоскостях: в плоскости постижения и в плоскости, когда постижения транслируются в понятия и символы. Радикальное самопознание должно охватывать не только плоды мысли, т.е., ее понятия и символы, но также и ее корни, глубины постижении и те моменты непосредственного духовного контакта разумного «я» с реальностью.

В соответствии с этими принципами на философское исследование религии ложатся две основные задачи. Первая, понять, что означает «верить», т.е., исследовать акт веры, задать вопрос, что обязывает нас верить в Б-га. Вторая – исследовать и объяснить содержание веры, т.е., объяснить субъект нашей веры. Первая задача занимается проблемой веры, конкретными ситуациями. Вторая задача занимается проблемой основ веры, в понятийных отношениях. Еврейская средневековая философия занималась прежде всего вопросами основ веры. Например, она больше занималась вопросом что есть содержание (и субъект) нашей веры во Вс-вышнего, или, в лучшем случае, в чем состоит вера. В меньшей степени ее интересовал вопрос, в чем источник нашей веры в Б-га. Почему следует верить? Эта философия уделяла свое основное внимание вопросы, что мы знаем о Б-ге, и меньше – вопросы – как мы знаем то, что мы знаем о Б-ге. Наша основная задача не в том, чтобы исследовать понятия и подходы, а в том, чтобы исследовать ситуации. Религиозная ситуация предшествует понятийному аппарату религии. Любая попытка исследовать понятие Б-га в отрыве от ситуации, в которой появляется это понятие – это аспект ложной абстракции. Наша первая задача, таким образом, не в том, чтобы развить определенную философскую школу или дать новое объяснение основам веры, но выстроить философию конкретных ситуаций, действий и постижений, т.е., всего того, что находится внутри религиозного человека. Ибо религия – это нечто большее чем религиозные приципы или идеология, и невозможно понять ее в отрыве от действий и событий. Она раскрывается в те моменты, когда душа человека сотрясается – из-за заботы или вопроса, не дающего ей покоя. В отношении смысле всего смысла, и в отношении абсолютной ответственности человека, заложенной в саму суть его существования. Это раскрывается в те моменты, когда перестают действовать все пустые отговорки, подавляющие жизнь и все изначально известные выводы.

Отсюда ясно, что тема, которой следует начать наше исследование, это не вера или ритуал или религиозное переживание, но источник всех этих явлений: общее состояние человека. Не то, каким образом он переживает в себе сверх-природное, но почему он переживает это, и почему он принимает это.

Теология глубины

Тема теологии – содержание веры. Тема данного исследования – акт веры. Наша цель – исследовать глубины веры, почву, на которой взрастает вера. Методику, которую мы будем использовать можно назвать теологией глубины.

Для того, чтобы мы были в состоянии постичь глубину религиозной веры, мы не должны стремиться установить, что человек может сказать, но – что он не может сказать, в чем состоят постижения, которые не способен выразить ни один язык. Мы должны помнить, что «основная опасность, угрожающая философии, кроме ее лени и нечеткости, это схоластицизм, суть которого состоит в отношении к неясному явлению, как будто оно было бы ясно и понятно, и попытка подогнать его под жесткую логическую категорию». И действительно, одна из самых опасных ошибок понятийной теологии связана с тем разграничением, которая она проводит между действием религиозного существования с одной стороны, и между решением о таком существовании с другой. Невозможно исследовать идеи веры в полном отрыве от моментов веры. Если оторвать цветок от местности, на которой он растет, оторвать его от ветра, от лучей солнца, и от почвы, где он вырос, и перенести его в теплицу, смогут ли исследования, проводимые с таким цветком, раскрыть его первичную природу? Невозможно выкорчевать глубинное развитие человека, рост, стремящийся своими кривыми путями к свету Вс-вышнего, и посадить его заново в ровную почву чисто мыслительного процесса. Рост, оторванный от своего естественного окружения, от жизни человека – завянет, как лилия, зажатая между страниц книги. Действительно, религия – это лишь расчлененные остатки реальности, которая прежде была жива. Она стала таковой с того момента, когда была сжата в четыре локтя понятий и определений, поведенческих кодов и духовно-наставительной литературой. Возможно исследовать религию лишь в рамках веры и хасидизма, ибо это ее природное окружение; лишь из души ее ясно видна ее Б-жественная основа, и в ней она находится и доступна мысли.

Религию смогут понять лишь те, кто способны исследовать ее глубины, т.е., лишь те, кто способны соединить интуицию и любовь с методологией исследования; те, кто смогут найти категории, которые возможно соединить с тем, что не подлежит категоризации, категории, способные разлить то, что выше нашего постижения – в определенное понятие. Недостаточно описать данное содержание религиозного сознания. Мы должны надавать на религиозное сознание, утомить его нашими вопросами. Лишь тогда мы заставим человека постичь, и также объяснить себе самому смысл того, что происходит в его жизни, когда они находятся на горизонте Б-жественности. Проникая внутрь сознания религиозного человека, мы сможем понять реальность, стоящую за этим сознанием.

Series Navigation<< Ситуативное мышлениеРелигиозная рефлексия >>

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий