Начал переводить из «Ликутей Галахот» про «царского сына…«. Тяжелый для перевода текст. Самое основное, пожалуй, тяжелый для осмысления. Действительно ли я «царский сын», жизнь которого, душа которого имеет цель и смысл и предназначение? Или же все просто «суета сует», обыкновенное выживание? Реально это вопрос на который приходится отвечать каждый день заново. Иногда несколько раз в день. Имеет ли смысл то, что со мной происходит, или же это просто суета молекул и игра случая?
Может быть именно поэтому рабби Натан поставил это обьяснение в утренние благословения — «дарующий душе моей способность различать между днем и ночью».


Можно, наверное, увидеть в этой притче противопоставление служения, основанного на страхе («слуга») и служения, основанного на любви («царский сын»). Или, в еше более общем смысле, служение, обусловленное внешне (слуга, исполняющий приказы), и служение идущее изнутри (царский сын, руководствующийся велениями своего сердца).

Собственно, поскольку каждый человек в течение даже одного дня постоянно переживает подьемы и падения, «гадлут» и «катнут», и во время «гадлут» он должен быть «царским сыном», прислушивающимся к своему внутреннему голосу, а во время «катнут» он должен руководствоваться инструкциями — и это постоянно движется и «вращается» как тот самый «вращающийся меч» в притче. «Вращающийся меч» хесед-гвура. «Вращающийся меч» катнут-гадлут. И то, что является достоинством в катнут, является помехой в гадлут (классическая ситуация «клипа предшестувует плоду»)

Скажем, человек приблизился к праведнику, и праведник пробуждает его душу. Пока его собственная душа не пробудилась — ему нужен этот праведник. Но в тот момент, когда начинает пробуждаться его собственная душа — влияние праведника может повредить. Классический пример — Баал Шем Тов не хотел встречаться с Алтер Ребе, опасаясь повредить его самостоятельному развитию. Вот такой вот «вращающийся меч».

Еще одна «итерация»: и рабби Нахман, и Алтер Ребе, жили в самом начале «нового времени» (особенно французской революции и «аскалы»). Собственно, Баал Шем Тов также — это «новое время». По сути, «новое время» есть смена парадигмы отношения к человеку. От парадигмы, видящей в человеке «раба» (внешних сил, природных сил, Абсолюта, монарха, помещика, фабриканта и т.д) к парадигме «каждый человек рожден абсолютно равным и свободным» и готовности платить цену за эту парадигму. Можно сказать, что по-большому счету «весть» хасидизма вообще, и Хабад и Бреслав в частности, и позднее также рав Кук в особенности — это «смена парадигмы» с парадигмы раба на парадигму свободного человека

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий