7 ноября 2021 Рабби Нахман. Иштапхут аНефеш. Сила начать все сначала

РН Те, кто близки к истинному праведнику, который называется «святым старцем», «святым старейшиным» — они должны остерегаться, чтобы не упасть в старость.

РИ Т.е. человек должен бояться стать старым.

РН И всё, что происходит с человеком каждый день: они верят, что каждый день – это что-то новое, ибо Всевышний обновляет каждый день творение мира. И конечно нет пня, в котором не было бы блага. И только есть там забор снаружи. И они видят великую милость Всевышнего, которая не прерывается никогда, пока они не притягивают новую милость в этот мир каждый день. И посредством этого удостаиваются добавить каждый день свет святости и знания. И посредством этого раскрывается Б-жественная воля, каждый день больше и больше.

РИ Хочу понять, что это значит. Первое, что отсюда понятно – это не уходи на пенсию. Т.е. если ты перестаёшь видеть обновление мира, т.е. если ты перестаёшь обновляться каждый день… в другом месте Рабби Нахман говорит, что это сама суть клипы, когда праведники поколения перестают обновляться. Но здесь он говорит о том, что… т.е. сам праведник поколения – он постоянно обновляется, не обязательно поколения, просто каждый настоящий праведник – он постоянно обновляется. И также каждые приближённые к ним люди, близкие к ним люди, также должны постоянно обновляться, и тогда они притягивают новый свет, новую милость каждый день. Так наверное.

РН И тот, кто хочет пощадить себя и думать о своей вечной цели: его путь – это что он должен быть каждый день в своих глазах как новое творение. Потому что действительно человек становится как новое творение каждый день. И поэтому благословляет все утренние благословения, как объясняется в Шулхан Арух. И тогда работа, которой он занимается каждый день, должна быть совершенно новой. И каждый из Израиля делает в день несколько мицвот: как цицит, тфилин и т.д., но главное, чтобы он думал о том, что этот день, в котором он сейчас находится – это новый день. Ничего похожего ещё не было, и не будет такого дня.

РИ Т.е. каждый день уникален. Немножко перекликается с тем, что говорит Карлебах. Он говорит: любить человека – это видеть его уникальность. Тоже самое должно быть относительно времени. Т.е. чувствовать уникальность каждого дня – это как религиозная основа, что такого дня не было, и такого дня не будет.

РН И служение Всевышнему, которое требуется от меня сегодня – оно совершенно новое.

РИ Т.е. я не могу сделать копипейст от вчерашнего, я пытаюсь, но у меня не получается.

РН И только на тебе лежит обязанность сегодняшнего дня, именно на этом человеке, который находится в этом поколении, и в этот день он именно должен сделать эту работу, а не ангел, не ещё какой-то более высокий ангел серафим. И даже души праведников поколения не могут восполнить эту работу.

РИ Т.е. ты, человек находящийся в каком-то поколении, в каком-то месте, в какой-то день – у тебя есть какая-то работа, которую можешь сделать только ты. И не ангелы низшие, и не ангелы высшие, и не души праведников поколения не могут за тебя сделать эту работу.

РН Именно сегодня, именно как я сейчас сегодня, именно на той низкой ступени, на которой я нахожусь, и тем не менее: «поскольку я жив, я должен благодарить Тебя». И наоборот, чем больше он знает в своей душе, насколько он низок и испорчен, тем больше через него именно возвысится и освятится Его святое Имя, когда он приблизится к Нему, в аспекте: «Когда пришёл Итро, тогда возвеличилось Имя Всевышнего».

РИ Почему именно Итро понятно, да? Потому что он был идолопоклонником, не оставил не одного способа идолослужения, которое бы он не изучил. И когда Итро приходит и говорит: «Я знаю, что ваш Б-г выше, чем все боги», — это возвышает Имя Всевышнего. Т.е. Имя Всевышнего возвышается именно от того, что самые большие грешники делают тшуву, как известно.

РН Главное величие Всевышнего в том, что самые далёкие приближаются к Нему. И главный совет, как исполнить Тору –это начинать каждый раз снова. И даже если ничего невозможно сделать, поскольку галут побеждает и в теле, и в душе, и в имуществе, и тем не менее, пусть начнёт каждый раз заново, приготовит себя заново к служению Всевышнему. И это аспект «Эге».

РИ Когда Всевышний открылся Моше, и он спросил Его: «Кто Ты?» Он ответил: «Эге». Эге значит буду, будущее время.

РН Я буду. Иногда требуется начать в один день несколько раз сначала, тем более каждую неделю. И потом соединяются все эти начала и помогают ему, потому что нет ни одного доброго желания, которое бы пропало. И посредством этого он удостаивается потом начать и завершить эту работу полностью как нужно. И главное, что человек должен убрать из своего сознания каждый день, и каждый раз, всё, что произошло с ним до того дня и до того часа.

РИ Т.е. как бы стереть, рестарт, начать сначала.

РН Все начала, которые он начинал служить Всевышнему до сих пор – пусть он даже не думает об этом, но, как будто бы, он никогда не начинал служить Всевышнему совершенно.

РИ Когда я встречаю рава Гинзбурга, я вчера был в Кфар-Хабаде, и там была такая не большая встреча… одна из вещей, о которой я всё время думаю: вот человек 40 лет пытается начать, и что-то делать, и у меня не получается, и это не работает, и это не проходит… и он каждый раз начинает заново. Это совершенно потрясающе. Я не хочу сказать, что я согласен или не согласен. С какими-то вещами я готов согласиться больше, с какими-то вещами я готов согласиться меньше, или вообще не согласиться. Но его способность начать сначала каждый раз! Было такое мероприятие пару лет назад, чтобы собрать приличную сумму на развитие Галь Эйнай, это организация рава Гинзбурга. Есть специальные структуры, которые, как бы, профессионально это всё организуют, и поставили целью собрать 5 миллионов шекелей, и собрали, кстати. А перед этим нас собрали в достаточно узкий круг, и сделали, так сказать, небольшое застолье. Смысл был, чтобы мы, как говорится, звонили людям и предлагали им жертвовать на этот проект. Я каким-то образом туда попал, кто-то решил, что я принесу много денег, и я попал туда тоже. И в начале рав говорил. Тогда вот я помню это ощущение: мужику уже 75 лет, сейчас уже 77, и он пытается и пытается начать снова. И это «Вау!». В результате, я на самом деле не очень доволен последние два года, что происходит в Галь Эйнай, я не считаю, что эти 5 миллионов помогли, скорее наоборот. Иногда, когда слишком много денег не знают, что с ними делать. Но вот это вот движение души — 75 лет и он не отчаивается. Он начинает снова, и ещё раз начинает снова, и он не отчаивается. Он как раз сознает, в отличие от учеников, которые готовы только плясать. А он то нет, он как раз осознаёт. И это вот: «Я начну сначала». Но тебе уже 75 лет! «Я всё равно начну сначала, я уверен, что у меня когда-то что-то получится». И это вот потрясающе. Я тогда был очень злой на всех и говорил, что я не буду заниматься этими сборами денег. Но меня так воодушевили эти слова рава, что я тоже подключился к этой компании, и два дня тогда сидел на телефоне. Это было удивительно, когда старый больной человек, старый больной еврей — и он не отчаивается! А я моложе на 20 лет. Значит я тоже могу что-то делать и не впадать в отчаяние. Поэтому рав Гинзбург – он в Бреславе уже… который строит из себя хабадника, не знаю почему. Но это так, к слову.

РН Ведь главное, почему человек падает, потому что ему кажется, что он уже начал что-то делать в служении Всевышнему, и упал. И потом он укрепился, чтобы начать снова и опять упал. И так много раз. И поэтому он говорит: «Нечего делать, Б-га нет». И он отчаивается, и тогда он расслабляется, и тогда он не хочет начинать снова. И от этого человек падает.

РИ Когда он говорит: «Ах, я уже 40 лет ищу Б-га и до сих пор не нашёл. Хватит, больше не готов». Ну вот, есть у тебя рав Гинзбург, который сколько уже лет ищет Б-га? Лет с 15-ти, наверное. Лет 60 ищет Б-га. И тоже говорит: «Я ещё не нашёл, но всё равно буду искать». Мотивирует.

РН Самый лучший способ — забыть каждый раз всё что было, несмотря на то, что начинал уже тысячи и десятки тысяч раз.

РИ Рабби Нахман когда-то говорит… сколько ему лет? Тридцать с чем-то, он умер в 38 лет. Он говорит: он начинал десятки тысяч раз и только сейчас он должен начать совершенно заново и приготовить себя к служению Всевышнему во всём, что он может.

РН Или это кричать ко Всевышнему из глубины души, как нужно в этот момент, или начать учиться, или начать молиться, или начать делать мицву, или развеселить себя какой-то мыслью. Разного рода советы в служении Всевышнему, так чтобы он остался живым в исполнении Торы.

РИ То, что ты десять тысяч раз пытался — беседер, попытайся ещё один раз.

РН Ибо на самом деле, даже то, что ты грешил всю свою жизнь, и в конце сделал тшуву – ему прощают всё, как сказали наши мудрецы. Тем более тот, кто уже начал несколько раз возвращаться ко Всевышнему. И основное, почему человек падает или слабеет – это потому, что видели, что уже пытались начинать несколько раз и упали.

РИ Это ослабляет мотивацию человека.

РН И это только дурное начало, которое хочет сбить человека с пути, и привести его в отчаяние, не дай Б-г. Поэтому нужно очень остерегаться идти по этому пути, и начинать заново в каком-то аспекте и забыть совершенно, что произошло с ним, и все начала, которые он начинал заново. И так делать постоянно. И так, что он удостоится настоящей тшувы, и начать и закончить полностью, как положено.

РИ Т.е. какое-то из начал окажется успешным.

РН И когда удостаивается укрепиться во всём этом, тогда удостаивается очень высоких вещей, ибо притягивается свет от трёх раз «Эге».

РИ От этого Имени «Эге», которое открылось Моше.

РН И один раз, когда Всевышний сообщает Моше Рабейну, когда он спрашивает Его «как Его имя», также он удостаивается посредством этого песни и нигуна, которые раскроются в будущем, которые однократный, двойной, тройной и четверной…

РИ Это где-то объясняется, но я не помню, что это значит.

РН Как объясняется в другом месте.

РИ Что это за двойной-тройной-четверной нигун. Так или иначе, идея: ты начал, у тебя не получилось – начни ещё раз. Собственно, даже этот посук, который говорит: «Эге», что Моше тоже боится, что у него ничего не получится. И он начинает, и у него ничего не получается, и становится только хуже рабство. Но по-видимому, это Имя Эге, это то имя, которое даёт человеку силы снова и снова начинать сначала.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рабби Нахман. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>